Дополнительная общеразвивающая программа "Подготовка детей к обучению в ДШИ на хоровом отделении" Возраст детей-6 лет
Уровень образования
- Дополнительное образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Хор
Содержание модуля ХОР
1.Певческая установка при пении сидя и стоя. Постоянное певческое место у каждого поющего.
Теория:
Распевание. Знакомство с понятием «распевание», работа над унисоном, выработка кантиленного звучания.
Практика:
Знакомство с произведением Л.Казочок, сл. С.Скаченкова «Два кота». Работа над кантиленой, унисоном.
Повторение знаний о посадке хорового певца, положении корпуса, головы. Исполнение в верной посадке Л.Казочок, сл. С.Скаченкова «Два кота».
2.Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, выработка кантиленного звучания, понятие об артикуляции.
Практика:
Работа над произведением Л. Казочок, сл. С.Скаченкова «Два кота». Работа над кантиленой, унисоном, верной артикуляцией.
Повторение знаний об артикуляции, посадке хорового певца, положении корпуса, головы. Исполнение Л.Казочок, сл. С.Скаченкова «Два кота».
3.Навыки одновременного вступления и окончание пения.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, выработка кантиленного звучания, понятие об артикуляции.
Практика:
Закрепление полученных навыков и умений. Л.Казочок, сл. С.Скаченкова «Два кота» в положении стоя.
Повторение знаний об артикуляции, посадке хорового певца, положении корпуса, головы. Исполнение Л.Казочок, сл. С.Скаченкова «Два кота», обращая особое внимание к началу и завершения пения.
4.Звуковедение.
Теория:
Распевание. Работа над дыханием, унисоном, выработка кантиленного звучания,
артикуляцией. Понятие цепного дыхания. Понятие «звуковедение». Работа над единым звуковедением
Практика:
Знакомство с р.н.п. «Ходила младешенька по борочку». Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким звуком». Верное формирование и округление гласных.
Работа над дыханием, кантиленой, унисоном, верной артикуляцией. Навыки пения сидя и стоя. Ровное звуковедение при смене регистров.
5.Певческий диапазон.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, выработка кантиленного звучания. Закрепление навыков цепного дыхания.
Практика:
Понятие «диапазон». Развитие певческого диапазона от «ре» первой октавы, до
«до» второй октавы.
Закрепление знаний об артикуляции, посадке хорового певца, положении корпуса, головы.
6.Дикция.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, выработка кантиленного звучания, понятие об артикуляции. Элементарные приемы артикуляции. Закрепление навыков цепного
дыхания.
Практика:
Понятие «артикуляция». Элементарные приемы артикуляции. Исполнение р.н.п.
«Ходила младешенька по борочку».
Закрепление знаний об артикуляции, посадке хорового певца, положении корпуса, головы.
7.Дикция и артикуляция.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Практика:
Знакомство с песней р.н.п. «У меня ль во садочке». Элементарные приемы
артикуляции: собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, разогревающие голосовой аппарат.
положении корпуса, головы. Исполнение р.н.п. «У меня ль во садочке» с использованием верного дыхания
8.Посадка хорового певца, положение корпуса, головы.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Практика:
Работа над р.н.п. «У меня ль во садочке». Элементарные приемы артикуляции: собранные уголки губ, Артикуляционные упражнения, разогревающие голосовой аппарат. Короткое произнесение согласных в конце слова.
9.Артикуляция при пении.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Практика:
Работа над р.н.п. «У меня ль во садочке». Элементарные приемы артикуляции:
собранные уголки губ, Артикуляционные упражнения, разогревающие голосовой аппарат. Короткое произнесение согласных в конце слова. Раздельное произнесение одинаковых согласных и двух рядом стоящих гласных.
10. Певческая позиция.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Практика:
Знакомство с р.н.п. «Как у наших у ворот» обр.Тихоновой. Понятие «певческая позиция». Соблюдение единой позиции для всех гласных.
11.Формирование гласных.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Практика:
Работа над р.н.п. «Как у наших у ворот», обр. Тихоновой. Соблюдение единой
позиции для всех гласных.
Вокальные упражнения. Смена гласных на повторяющемся звуке. Мажорная гамма в восходящем и нисходящем движении. Трезвучие вниз и вверх
12.Выразительность исполнения. Выражение глаз, лица, мимики.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Практика:
Работа над р.н.п. И.Баранова, К. Чуковского «Скрюченная песенка»
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Пение небольших мелодических оборотов с изменением тембровой окраски голоса.
13.Многообразие тембровых красок голоса.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, понятие о динамическом и артикуляционном ансамбле.
Практика:
Работа над произведением О.Юдахина «Песенка про Деда мороза». Соблюдение единой позиции для всех гласных.
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов со сменой
тембровой окраски голоса
14. Темп. Пауза. Цезура.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия о динамическом и артикуляционном ансамбле.
Знакомство с понятием тембровый ансамбль.
Практика:
Работа над произведением О.Юдахина «Песенка про Деда мороза». Соблюдение единой позиции для всех гласных.
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов со сменой
тембровой окраски голоса.
15.Контрольный урок.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка
кантиленного звучания, закрепление понятия о мелодическом, динамическом,
тембровом и ритмическом ансамбле.
Практика:
Сдача партий: 1 Й. Гайдн, сл. П. Синявского «Мы дружим с музыкой». И.Баранова, К.Чуковского «Скрюченная песенка», О.Юдахина «Песенка про
Деда мороза».Вокальные упражнения.
16.Навыки строя и ансамбля. Чистота унисона.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ритмическим ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Практика:
Работа над произведением муз. А.Лядова «Окликание дождя». Соблюдение
единого темпа.
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов.
17.Первоначальные навыки пения произведений на два голоса.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Проверка домашнего задания.
Практика:
Знакомство с произведением Л.Бетховен, русский текст Алемасовой «Пастушья песенка».
Вокальные упражнения. Смена гласных на повторяющемся звуке. Пение
небольших мелодических оборотов
18.Навыки строя и ансамбля. Не выделяться из общего звучания.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Практика:
Работа над Л.Бетховен, русский текст Алемасовой «Пастушья песенка».
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Пение небольших мелодических оборотов с изменением тембровой окраски голоса.
19.Навыки строя и ансамбля. Снимаемая фермата. Ударение.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Практика:
Работа над Л.Бетховен, русский текст Алемасовой «Пастушья песенка». Р.н.п. обр. Л.Жуковой «Байки-Побайки».
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Пение небольших мелодических оборотов с изменением тембровой окраски голоса.
регистров ». Р.н.п. обр. Л. Жукововй «Байки-Побайки»
20.Навыки строя и ансамбля. Навыки верного воспроизведения ритмического рисунка.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия о динамическом и артикуляционном ансамбле.
Знакомство с понятием тембровый ансамбль. Проверка домашнего задания.
Практика:
Работа над произведением Л. Бетховен, русский текст Алемасовой «Пастушья
песенка». Р.н.п. обр. Л.Жуковой «Байки-Побайки».
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов со сменой
тембровой окраски голоса.
21.Навыки строя и ансамбля
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка
кантиленного звучания, закрепление понятия о мелодическом, динамическом,
тембровом и ритмическом ансамбле.
Практика:
Работа над произведениями: Л. Бетховен, русский текст Алемасовой «Пастушья песенка». Р.н.п. обр. Л.Жуковой «Байки-Побайки». Ю. Толкач «Весточка
весны» из цикла «Родные картинки». Вокальные упражнения.
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов со сменой
тембровой окраски голоса.
22.Навыки строя и ансамбля. Подвижность голоса.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка
кантиленного звучания, закрепление понятия о мелодическом, динамическом,
тембровом и ритмическом ансамбле.
Практика:
Работа с произведениями Моцарт сл.Кр.Овербека, русский текст С. Северцева «Детские игры».
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов.
23.Упражнения на развитие ладового чувства. Пение отдельных ступеней.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка
кантиленного звучания, закрепление понятия о мелодическом, динамическом,
тембровом и ритмическом ансамбле.
Практика:
Работа над произведением Л.Бетховен, русский текст Алемасовой «Пастушья
песенка». Моцарт сл.Кр.Овербека, русский текст С.Северцева «Детские
игры».
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов.
24.Упражнения на развитие ладового чувства. Пение Интервалов. Трезвучий.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка
кантиленного звучания, закрепление понятия о мелодическом, динамическом,
тембровом и ритмическом ансамбле.
Практика:
Работа над произведением Л.Бетховен, русский текст Алемасовой «Пастушья
песенка». Моцарт сл.Кр.Овербека, русский текст С.Северцева «Детские игры». Р.н.п. обр. Л.Жуковой «Байки-Побайки».
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов.
25. Упражнения на развитие ладового чувства.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка
кантиленного звучания, закрепление понятия о мелодическом, динамическом,
тембровом и ритмическом ансамбле.
Практика:
Работа над произведениями произведением Ю.Толкач ст. А.Леонтьева,
пер.В.Данько «Весточка весны», «Летний вечер» из цикла «Родные картинки».
Р.н.п. обр. Л. Жуковой «Байки-Побайки».
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов.
26.Упражнения на развитие ладового чувства. Пение гамм и звукорядов.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Практика:
Знакомство с партитурой М. Малевич «Весенний день».
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Пение небольших мелодических оборотов с изменением тембровой окраски голоса.
27.Работа над исполнением хорового произведения. Показ исполнения песни
педагогом
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, понятие о динамическом и артикуляционном ансамбле.
Практика:
Работа над произведением М. Малевич «Весенний день».
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов со сменой
тембровой окраски голоса.
28.Контрольный урок
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия о динамическом и артикуляционном ансамбле.
Практика:
Сдача партий: Л.Бетховен, русский текст
Алемасовой «Пастушья песенка». Моцарт сл.Кр.Овербека, русский текст С.
Северцева. «Детские игры».
29.Работа над исполнением хорового произведения. Разбор музыки.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия о динамическом и артикуляционном ансамбле.
Знакомство с понятием тембровый ансамбль. Проверка домашнего задания.
Практика:
Знакомство с произведением А. Рубинштейна «Горные вершины» (сочинение
отредактировано).
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов со сменой
тембровой окраски голоса.
30.Работа над исполнением хорового произведения. Сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строения.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ритмическим ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Проверка домашнего задания.
Практика:
Работа над произведениями: А. Рубинштейн «Горные вершины» (произведение
отредактировано). Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов.
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов со сменой
тембровой окраски голоса.
31.Работа над исполнением хорового произведения. Показ движения мелодии
рукой.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка
кантиленного звучания, закрепление понятия о мелодическом, динамическом,
тембровом и ритмическом ансамбле.
Практика:
Работа над произведениями: А. Рубинштейн «Горные вершины» (произведение
отредактировано). Знакомство с произведением А. Бородин «Хор половецких
девушек» из оперы «Князь Игорь» (сочинение отредактированы)
Вокальные упражнения. Смена гласных на повторяющемся звуке. Пение
небольших мелодических оборотов со сменой тембровой окраски голоса.
32.Работа над исполнением хорового произведения. Средства выразительности: темп, размер.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ритмическим ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Практика:
Работа над произведениями: А. Рубинштейн «Горные вершины», А. Бородин «Хор половецких девушек» из оперы «Князь Игорь» (сочинения отредактированы).
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов.
33.Работа над исполнением хорового произведения. Средства
выразительности: ритм, динамические оттенки.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ритмическим ансамблем, дыханием, выработка кантиленного звучания, закрепление понятия об артикуляции.
Практика:
Работа над произведением Работа над произведениями: А. Рубинштейн «Горные вершины», А. Бородин «Хор половецких девушек» из оперы «Князь Игорь»
(сочинения отредактированы).
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов.
34.Исполнение. Передача художественного образа. Нюансы.
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка
кантиленного звучания, закрепление понятия о мелодическом, динамическом,
тембровом и ритмическом ансамбле.
Практика:
Работа над произведениями: А. Рубинштейн «Горные вершины», А. Бородин
«Хор половецких девушек» из оперы «Князь Игорь» (сочинения
отредактированы).
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов.
35. Исполнение. Передача художественного образа. Мягкие окончания
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка
кантиленного звучания, закрепление понятия о мелодическом, динамическом,
тембровом и ритмическом ансамбле.
Практика:
Работа над произведениями: А. Рубинштейн «Горные вершины», А. Бородин
«Хор половецких девушек» из оперы «Князь Игорь» (сочинения
отредактированы).
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов.
36.Исполнение. Передача художественного образа. Кульминация
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка
кантиленного звучания, закрепление понятия о мелодическом, динамическом,
тембровом и ритмическом ансамбле.
Практика:
Закрепление навыков и умений. Черновой прогон произведений А. Рубинштейн
«Горные вершины», А. Бородин «Хор половецких девушек» из оперы «Князь
Игорь» (сочинения отредактированы).
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов.
37. Исполнение. Передача художественного образа. Кульминация
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка
кантиленного звучания, закрепление понятия о мелодическом, динамическом,
тембровом и ритмическом ансамбле.
Практика:
Закрепление навыков и умений. Черновой прогон произведений А. Рубинштейн
«Горные вершины», А. Бородин «Хор половецких девушек» из оперы «Князь
Игорь» (сочинения отредактированы).
Вокальные упражнения. Вокальные упражнения. Смена гласных на
повторяющемся звуке. Пение небольших мелодических оборотов.
38.Повторение и закрепление полученных за учебный год навыков и умений
Теория:
Распевание. Работа над унисоном, ансамблем, дыханием, выработка
кантиленного звучания, закрепление понятия о мелодическом, динамическом,
тембровом и ритмическом ансамбле.
Практика:
Закрепление навыков и умений.
Вокальные упражнения.
Подведение итогов работы за год.
-
Слушание музыки
Содержание модуля «Слушание музыки»
Раздел 1. Введение. Знакомство с музыкальным звуком
«Введение в предмет». Вводное занятие.
Теория: Знакомство с деятельностью на дисциплине слушание музыки. Знакомство с музыкальным звуком. Организация рабочего места. Правила поведения на уроке.
Практика: звук (шумовой, музыкальный, звук в природе). Характеристика музыкального звука: высота, длительность окраска (тембр), громкость (динамика), регистр.
Музыкальный материал: колокольная музыка, П. Чайковский «Детский альбом» - утренняя молитва, в церкви, балет «Щелкунчик» - Танец феи Драже. В. А. Моцарт опера «Волшебная флейта» - тема волшебных колокольчиков.
Раздел 2. Образы животных в музыке
2.1. Большие и маленькие животные.
Теория: развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои впечатления. Беседа о диких и домашних животных, их размеры и где они обитают.
Практика: слушание музыкальных произведений, определение регистров. Анализ музыкальных произведений.
С какой скоростью передвигаются и как. Ширина их движения (шаги, прыжки, бег, ползанье). Обратить внимание на выразительную роль темпа, регистров.
Музыкальный материал: Д. Д. Шостакович «Медведь». Д. Кабалевский «Ёжик».
2.2. Быстрые и медленные животные.
Теория: развить наблюдательность. С какой скоростью передвигаются и как. Ширина их движения (шаги, прыжки, бег, ползанье).
Практика: обратить на выразительную роль темпа, регистров.
Музыкальный материал: К. Сен Санс «Карнавал животных» («Антилопы», «Черепахи»).
2.3. Рыбы
Теория: развить наблюдательность, беседа о рыбах, их размеры и где они обитают.
Практика: слушание музыкальных произведений анализ, звукоизобразительность в музыке.
Музыкальный материал: Н. Римский Корсаков опера «Садко» - Пляска золотых рыбок.
2.4. Птицы
Теория: беседа о диких и домашних птицах, их размеры и где они обитают.
Практика: слушание и анализ музыкальных произведений, музыкальные загадки.
Музыкальный материал: Л. Дакен «Кукушка», Ж. Ф. Рамо «Курица», К. Сен Санс «Лебедь», «Птичник»
2.5. Насекомые.
Теория: развить наблюдательность. Беседа о насекомых. Как передвигаются, какие звуки издают.
Практика: анализ музыкальных произведений, акцент на звкуподрожание и звукоизобразительность.
Музыкальный материал: С. С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», Н. Римской Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Э. Григ «Бабочка»
Раздел 3. Музыка о детях
3.1. П. И. Чайковский «Детский альбом»
Теория: беседа о композиторе, об эпохе в которой жил, интересные факты из биографии.
Практика: слушание и анализ музыкальных произведений, беседа о настроении и характере.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Неаполитанская песенка»)
3.2. К. Дебюсси «Детский уголок».
Теория: беседа о композиторе, о стране в которой жил, кому посвящён данный цикл.
Практика: слушание и анализ музыкальных произведений, иллюстрации к музыке.
Музыкальный материал: К. Дебюсси «Детский уголок» («Колыбельная слонов», «Серенада кукле», «Снег танцует»).
Раздел 4. Времена года в музыке
4.1. Весна
Теория: беседа о композиторе, о стране в которой жил. Выяснить эмоциональное содержание музыки, обратить внимание на то, как композитор добился такого результата. Чтение стихов и просмотр иллюстраций.
Практика: развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои впечатления от окружающего мира природы.
Музыкальный материал: А. Вивальди «Времена года» .Весна
4.2. Лето
Теория: выяснить эмоциональное содержание музыки, обратить внимание на то, как композитор добился такого результата.
Практика: развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои впечатления от окружающего мира природы.
Музыкальный материал: А. Вивальди «Времена года». Лето
4.3. Осень
Теория: выяснить эмоциональное содержание музыки, обратить внимание на то, как композитор добился такого результата.
Практика: развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои впечатления от окружающего мира природы.
Музыкальный материал: А. Вивальди «Времена года». Осень
4.4. Зима
Теория: выяснить эмоциональное содержание музыки, обратить внимание на то, как композитор добился такого результата.
Практика: развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои впечатления от окружающего мира природы.
Музыкальный материал: А. Вивальди «Времена года». Зима
Раздел 5. Состояние природы в музыке в разное время суток
5.1. Утро
Теория: беседа с детьми о любимом времени года, подбор иллюстраций, чтение стихов.
Практика: слушание и анализ музыкальных произведений, создание иллюстраций к теме урока. Беседа о музыкальных настроениях, создание иллюстраций к прослушанной музыке. развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои впечатления от смен состояний природы в разное время суток.
Музыкальный материал: Э. Григ «Утро»
5.2. День
Теория: беседа с детьми о любимом времени года, подбор иллюстраций, чтение стихов.
Практика: слушание и анализ музыкальных произведений, создание иллюстраций к теме урока. Беседа о музыкальных настроениях, создание иллюстраций к прослушанной музыке.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Игра в лошадки», «Новая кукла»
5.3. Вечер
Теория: беседа с детьми о любимом времени года, подбор иллюстраций, чтение стихов.
Практика: слушание и анализ музыкальных произведений, создание иллюстраций к теме урока. Беседа о музыкальных настроениях, создание иллюстраций к прослушанной музыке. развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои впечатления от смен состояний природы в разное время суток.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Нянина сказка», С. С. Прокофьев «Вечер»
5.1. Ночь
Теория: беседа с детьми о любимом времени года, подбор иллюстраций, чтение стихов.
Практика: слушание и анализ музыкальных произведений, создание иллюстраций к теме урока. Беседа о музыкальных настроениях, создание иллюстраций к прослушанной музыке. Развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои впечатления от смен состояний природы в разное время суток.
Музыкальный материал: С. С. Прокофьев «Ходит месяц за лугами». П. И. Чайковский «Сладкая грёза»
Раздел 6. Голоса музыкальных инструментов
6.1. Клавесин
Теория: рассказ о музыкальном инструменте, история возникновения
Практика: знакомство со звучанием музыкальных инструментов.
Музыкальный материал: И. С. Бах ХТК (в исполнении клавесина)
6.2. Фортепиано
Теория: рассказ о музыкальном инструменте, история возникновения
Практика: знакомство со звучанием музыкальных инструментов.
Музыкальный материал: В. А. Моцарт «Турецкое рондо», Л. Бетховен соната №14 1 часть
6.3. Орган
Теория: рассказ о музыкальном инструменте, история возникновения
Практика: знакомство со звучанием музыкальных инструментов.
Музыкальный материал: И. С. Бах «Токката и фуга» ре минор
6.4. Челеста
Теория: рассказ о музыкальном инструменте, история возникновения
Практика: знакомство со звучанием музыкальных инструментов.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Танец феи Драже»
6.5. Арфа
Теория: рассказ о музыкальном инструменте, история возникновения
Практика: знакомство со звучанием музыкальных инструментов.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский Адажио из балета «Щелкунчик»
Раздел 7. Фантастические и сказочные персонажи
7.1. Баба Яга
Теория: вспомнить известные детям сказки и персонажей, которые в них изображаются.
Практика: Слушая музыку, обращаем внимание на регистры, тембры.
Музыкальный материал: П. Чайковский «Баба Яга». А. Лядов «Баба Яга». М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
7.2. Кикимора
Теория: вспомнить известные детям сказки и персонажей, которые в них изображаются.
Практика: Слушая музыку, обращаем внимание на регистры, тембры.
Музыкальный материал: А. Лядов «Кикимора»
7.3. Три чуда
Теория: вспомнить сказку А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Иллюстрации и чудеса из сказки.
Практика: определить характер персонажей. Музыкальную интонацию.
Музыкальный материал: Н. римский Корсаков «Три чуда» из сказки о царе Салтане.
7.4. Щелкунчик.
Теория: сказка Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», основные персонажи сказки.
Практика: слушать музыку определить характер и интонацию героев.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Щелкунчик» дивертисмент из 2 действия.
7.5. Золушка
Теория: сказка Ш. Перро «Золушка», основные персонажи сказки.
Практика: слушать музыку определить характер и интонацию героев.
Музыкальный материал: С. С. Прокофьев «Золушка» Вальс и полночь
Раздел 8. Движения под музыку. Различные виды маршей.
8.1. Военные марши.
Теория: фиксировать внимание на предназначении музыки в нашей повседневной жизни и роли жанров, таких как марши. История появления.
Практика: разные виды маршей – военный
Музыкальный материал: марш Преображенского полка. Прощание Славянки.
8.2. Сказочный марш
Теория: фиксировать внимание на предназначении музыки в нашей повседневной жизни и роли жанров, таких как марши.
Практика: разные виды маршей – сказочный, образ героя в музыкальном произведении, через марш.
Музыкальный материал: М. И. Глинка марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
8.3. Детские марши.
Теория: фиксировать внимание на предназначении музыки в нашей повседневной жизни и роли жанров, таких как марши.
Практика: разные виды маршей – детский, образ героя в музыкальном произведении.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
8.4. Траурные марши.
Теория: фиксировать внимание на предназначении музыки в нашей повседневной жизни и роли жанров, таких как марши.
Практика: разные виды маршей – траурный, характер музыки.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Похороны куклы»
Раздел 9. Танцы (народные, европейские, современные)
9.1. Народные танцы
Теория: формирование представления о видах танцев. Знакомство с народными танцами.
Практика: Наиболее яркие образы различных национальных танцев. Изображения национальных костюмов.
Музыкальный материал: П. Чайковский «Камаринская», М. Глинка «Камаринская». А. Хачатурян «Лезгинка».
9.2. Старинные европейские танцы (менуэт, полька, гавот)
Теория: формирование представления о видах танцев. Знакомство со старинными европейскими танцами.
Практика: Наиболее яркие образы различных старинных европейских танцев. Старинная хореография. Костюмы прошлых эпох.
Музыкальный материал: В. А. Моцарт «Менуэт», Ж. Б. Люлли «Гавот», П. И. Чайковский «Полька»
9.3. Бальные танцы
Теория: формирование представления о видах танцев. Знакомство с бальными танцами.
Практика: Наиболее яркие образы различных бальных танцев. Современная хореография. Характеры и образы.
Музыкальный материал: Э. Хоррин «La enganadora», С. Ирадьер «La Paloma».
10. Итоговый урок.
Теория: закрепление пройденного материала.
Практика: творческая игра-викторина по пройденным темам.
-
Музыкальная грамота
Содержание модуля «Музыкальная грамота»
1. Звуки высокие, средние, низкие. Высота звука и зрительный образ. Музыкальные регистры.
Теория: познакомить с предметом, дать определение музыкальному звуку
Практика: звук (шумовой, музыкальный, звук в природе). Музыкальные регистры определение, игра в ассоциации.
Форма занятия: беседа.
2. Громкое и тихое в природе и музыке. Эхо. Динамика.
Теория: Знакомить детей с понятиями: громко, тихо.
Практика: громкие и тихие явления в природе и жизни. Определение музыкальной динамики. Ритмическое эхо.
Форма занятия: беседа
3. Настроение в музыке. Мажор-Минор.
Теория: понятия мажора и минора, как важного средства выражения различных настроений.
Практика: знакомство с понятиями мажор-минор. Анализ музыкальных произведений.
Форма занятия: беседа
4. Движение в жизни, природе. Быстрое и медленное движение. Движение в музыке. Темп.
Теория: определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности
Практика: знакомство с понятиями темп. Анализ музыкальных произведений.
Форма занятия: беседа
5. Длинные и короткие звуки в окружающем мире и в музыке.
Теория: знакомство с понятиями «долгий», «короткий»
Практика: знакомство с понятиями. Анализ музыкальных произведений. Игра на музыкальных инструментах. Исполнение простых ритмов.
Форма занятия: беседа
6. Звуки и ноты. Нотный стан.
Теория: изучить и закрепить основы нотной грамоты.
Практика: знакомство с понятиями. История создания нотного письма. Сколько всего нот. Иллюстрации.
Форма занятия: беседа
7. Ноты ДО, РЕ и МИ. Пение мелодий на соседних нотах.
Теория: изучить и закрепить основы нотной грамоты.
Практика: картинки с нотами, ноты на клавиатуре и нотном стане. Игра изученных нот.
Форма занятия: беседа
8. Ноты ФА и СОЛЬ. Пение мелодий в объеме квинты.
Теория: изучить и закрепить основы нотной грамоты.
Практика: картинки с нотами, ноты на клавиатуре и нотном стане. Игра изученных нот.
Форма занятия: беседа
9. Ноты ЛЯ и СИ.
Теория: изучить и закрепить основы нотной грамоты.
Практика: картинки с нотами, ноты на клавиатуре и нотном стане. Игра изученных нот.
Форма занятия: беседа
10. Музыкальная радуга. Звукоряд. Гамма.
Теория: изучить и закрепить основы нотной грамоты.
Практика: иллюстрации гаммы, пение звукоряда. Картинки радуги.
Форма занятия: беседа
11. Скрипичный ключ.
Теория: изучить и закрепить основы нотной грамоты.
Практика: иллюстрации скрипичного ключа, рисование отдельных элементов. Второе название ключ-СОЛЬ.
Форма занятия: беседа
12. Направление движения мелодии. Распевки
Цель: изучить и закрепить основы нотной грамоты.
Содержание: знакомство с тапами мелодического движения, схематичное изображение. Хоровое распевки.
Форма занятия: беседа
13. Знаки альтерации. Диез, бемоль, бекар.
Теория: изучить и закрепить основы нотной грамоты.
Практика: иллюстрации знаков альтерации. Стихи про знаки. Игра на клавиатуре.
Форма занятия: беседа
14. Ритмизация двусложных и трехсложных слов.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка чувства метроритма.
Практика: проговаривание и похлопывание двух и трехсложных слов. С различными вариантами (громко-тихо, быстро-медленно).
Форма занятия: беседа
15. Длительности и их соотношение.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка чувства метроритма.
Практика: знакомство с длительностями. Математические примеры с применением длительностей.
Форма занятия: беседа
16. Ритмизация фраз и предложений.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка чувства метроритма.
Практика: проговаривание небольших детских стихов. Анализ длительностей. Исполнение с хлопками.
Форма занятия: беседа
17. Музыкальные паузы.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка музыкального восприятия и мышления.
Практика: знакомство с понятием «пауза». Значение пауз в музыкальных произведениях. Исполнение ранее изученных детских стихотворений с применением пауз.
Форма занятия: беседа
18. Ритмические рисунки с паузами.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка музыкального восприятия и мышления.
Практика: повторение длительностей. Исполнение ритмических рисунков с паузами.
Форма занятия: беседа
19. Музыкальные жанры. Песня-танец-марш.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка художественного вкуса, формирование знаний, музыкальных жанров и стилей.
Практика: фиксировать внимание на предназначении музыки в нашей повседневной жизни и роли жанров, таких как марши, танцы и песни.
Форма занятий: беседа
20. Музыкальные жанры. Песня-танец-марш.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка художественного вкуса, формирование знаний, музыкальных жанров и стилей.
Практика: фиксировать внимание на предназначении музыки в нашей повседневной жизни и роли жанров, таких как марши, танцы и песни.
Форма занятий: беседа
21. Музыкальные жанры. Песня-танец-марш.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка художественного вкуса, формирование знаний, музыкальных жанров и стилей.
Практика: фиксировать внимание на предназначении музыки в нашей повседневной жизни и роли жанров, таких как марши, танцы и песни.
Форма занятий: беседа
22. Шаги, доли, акцент.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка чувства метроритма.
Практика: знакомство с определениями. Ассоциации с понятными терминами для ребенка. Исполнение с применением различных движений.
Форма занятий: беседа
23. Унисон, интервал, аккорд.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка музыкального слуха и памяти.
Практика: знакомство с определениями. Анализ на слух, подбор ассоциаций, придумывание рассказов. Исполнение.
Форма занятий: беседа
24. Унисон, интервал, аккорд.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка музыкального слуха и памяти.
Практика: знакомство с определениями. Анализ на слух, подбор ассоциаций, придумывание рассказов. Исполнение.
Форма занятий: беседа
25. Импровизация ритмических рисунков.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка самостоятельной работы с музыкальным материалом.
Практика: подготовка к импровизации. Ритмическое эхо. Не большие изменения.
Форма занятий: беседа
26. Импровизация ритмического сопровождения.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка самостоятельной работы с музыкальным материалом.
Практика: повторение пройденного материала. Анализ музыкальных произведений. Побор детских музыкальных инструментов. Сочинение ритмического рисунка.
Форма занятий: беседа
27. Тон-полутон
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка музыкального слуха и памяти.
Практика: знакомство с определениями. Рассказ. Исполнение на клавиатуре.
Форма занятий: беседа
28. Тон-полутон
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка музыкального слуха и памяти.
Практика: знакомство с определениями. Рассказ. Исполнение на клавиатуре.
Форма занятий: беседа
29. Музыкальный синтаксис. Фраза. Цезура.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка музыкального слуха и памяти.
Практика: знакомство с определениями. Выявление наиболее малой единицы измерения музыки. Схематичная запись. Использование жестов.
Форма занятий: беседа
30. Музыкальный синтаксис. Фраза. Цезура.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка музыкального слуха и памяти.
Практика: знакомство с определениями. Выявление наиболее малой единицы измерения музыки. Схематичная запись. Использование жестов.
Форма занятий: беседа
31. Слуховой анализ: направление движения, количество звуков.
Тория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка музыкального слуха и памяти.
Практика: повторение ранее пройденного материала. Слуховой анализ.
Форма занятий: беседа
32. Слуховой анализ: ладовая окраска динамические оттенки.
Теория: формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у ребенка музыкального слуха и памяти.
Практика: повторение ранее пройденного материала. Слуховой анализ.
Форма занятий: беседа
33. Повторение пройденного материала
Теория: развитие музыкально-творческих способностей ребенка на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки.
Практика: повторение ранее пройденного материала. Слуховой анализ: регистры, темп, динамика, направление мелодии. Игра и пение пройденных мелодий. Подготовка к итоговому уроку.
Форма занятий: беседа
34. Итоговый урок.
Теория: развитие музыкально-творческих способностей ребенка на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки.
Практика: творческий урок-квест по пройденным темам.
Форма занятий: игра
Практики
-
Нет