Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на художественном отделении» Возраст детей-8 лет
Уровень образования
- Дополнительное образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Рисунок
Модуль РИСУНОК
1. Раздел 1. Введение в предмет «Рисунок».
1.1 «Знакомство с предметом». Вводное занятие
Теория: Знакомство с деятельностью учащихся на уроке «Рисунок». Знакомство с графическими возможностями карандаша: разнообразные типы линий, точки, штриховка.
Практика: Выполнение упражнения с использованием различных видов точек и линий. Применение штриховки.
Материалы: простой карандаш
Формат: А-3, А-4
1.2 «Средства художественной выразительности в рисунке. Штрих»
Теория: Знакомство с понятием «штриховой тон».
Практика: Выполнить упражнения на отработку штриха. Зарисовка с натуры яблока с применением штрихового тона по форме. Развитие навыка владения карандашом, посредством штриха.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
1.3 «Осенние наброски и зарисовки растений»
Теория: Знакомство с нюансами зарисовки растений с натуры.
Практика: Развитие глазомера. Эмоциональное восприятие натуры. Развитие наблюдательности. Разнообразие линий, выделение отдельных элементов, организация листа.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
1.4 «Кукла»
Теория: Знакомство с пропорциями. Пропорции человеческой фигуры и куклы.
Практика: Анализ положения куклы. Компоновка в листе. Передача пропорций куклы и ее построение.
Материалы: карандаш, цветные карандаши
Формат: А-3
2. Линия в рисунке
2.1 «Дом»
Теория: Навыки проведения прямых линий. Понятия «вертикаль», «горизонталь», «диагональ».
Практика: Отработка навыков проведения прямых линий (вертикальных, горизонтальных, диагональных). Линии проводятся от края до края листа, в разных направлениях. Затем из массы линий выделяются те, которые будут стенами дома (выделяются нажимом, толщиной). Дорисовываются окна, крыша, элементы забора.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
3. Работа с натуры
3.1 «Травы». Работа с натуры
Теория: Знакомство с анализом формы. Знакомство со способом построения формы с помощью вспомогательных линий и осей.
Практика: Метод анализа формы. Пытаются повторить различные изгибы трав и растений, лепестков цветов и т.д.
Материалы: карандаш
Формат: А-4
3.2 «Пейзаж за окном»
Теория: Знакомство с передачей пространства и тона.
Практика: Зарисовка пейзажа за окном с ограниченным количеством объектов (архитектурных и пейзажных). Передача состояния природы (пасмурный день, солнечный день).
Материалы: масляная пастель
Формат: А-3
3.3 «Животные». Наброски и зарисовки с натуры
Теория: Получение общего представления о форме животного с натуры.
Практика: Вводная беседа о построении животных с натуры. Компоновка в листе, пропорции животного или птицы. Выполнение нескольких набросков с различных точек зрения. Тональная проработка.
Материалы: карандаш, любые мягкие материалы на выбор
Формат: А-3
3.4 «Картофель, лук, чеснок». Натюрморт с натуры.
Теория: Передача объема, тона и пространства.
Практика: Наиболее точно выявить форму и пластику предметов, передача объема. Отношение света и тени.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
3.5 «Портрет»
Теория: Передача образа и пропорций.
Практика: Изображение с натуры головы и лица. Главное – образ. Правильность пропорций – это уже почти сходство с натурой.
Материалы: карандаш
Формат: А-4
3.6 «Домашние животные»
Теория: Знакомство с новым графическим материалом и его возможностями (художественная пастель).
Практика: Изобразить по памяти домашних животных. Закомпоновать в формате, передать фактуру шерсти. Выполнить крупный рисунок понравившегося животного на одном листе.
Материалы: цветная пастель
Формат: А-3
3.7 «Натюрморт с натуры «от пятна»»
Теория: Знакомство с силуэтом.
Практика: Выполнение натюрморта без предварительной прорисовки отдельных предметов. Общая масса предметов и плоскостей. Силуэт. Найти место и тон каждого отдельного предмета по отношению к плоскостям. Передача объема и собственного тона предметов.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
4. Средства графической выразительности
4.1 Натюрморт «Цветное стекло»
Теория: Техника работы цветными карандашами.
Практика: Графические возможности цветных карандашей (линия, пятно) и живописные (получение нового цвета при наложении одного цвета на другой), выполнить натюрморт с передачей объема и собственного тона предметов.
Материалы: цветные карандаши
Формат: А-3
4.2 «Крынка». Рисунок с натуры
Теория: Метод визирование, пропорции предмета.
Практика: Пропорции предмета. Построение. Компоновка в листе.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
4.3 «Деревья»
Теория: Изучение строения разных пород деревьев. Использование возможностей карандаша при передаче образа и объема деревьев.
Практика: Изображение отдельных пород деревьев или же целого леса с разнообразной растительностью.
Материалы: карандаш, цветные карандаши
Формат: А-3
4.4 «Фрукты»
Теория: Закрепление навыков передачи объема на предметах.
Практика: Изобразить с натуры фрукты различные по форме и тону. Закомпоновать, передать пропорции предметов
Материалы: пастель (любая)
Формат: А-3
4.5 «Наброски фигуры человека с натуры»
Теория: Знакомство с основными пропорциями фигуры человека.
Практика: Компоновка в листе. Выполнить 2-3 быстрых зарисовки с натуры в разных положениях. Закрепление навыков работы линией, штрихом. Развитие умения делать быстрые зарисовки людей.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
4.6 «Мои любимые игрушки». Творческий рисунок
Теория: Закрепление навыков владения графическими материалами, а также технических приемов в рисунке – линия, точка, пятно, штрих, тон.
Практика: Изобразить свои любимые игрушки по памяти или с натуры. Передать все детали и материальность предмета. Передача объема и фактуры.
Материалы: цветные карандаши
Формат: А-3
4.7 Контрольный натюрморт
Практика: Проверить компоновку в листе. Усвоение темы визирование, общий тон предметов и их объем.
Материалы: карандаш, любые мягкие материалы
Формат: А-3
-
Живопись
Модуль ЖИВОПИСЬ
1. Акварельные приемы в живописи.
1.1 «Живопись в изобразительном искусстве». Вводное занятие
Теория: Знакомство с предметом. Познакомить с деятельностью учащихся на уроке «Живопись». Знакомство с разнообразием живописных материалов. Творчество художников-живописцев.
1.2 Знакомство с приемами акварели. Упражнения.
Теория: Знакомство с техниками работы акварели.
Практика: Выполнение упражнений: заливка одним цветом, растяжки от светлого до насыщенного цвета, от насыщенного до светлого оттенка, вливание цвета в цвет.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.3 «Осенние этюды»
Теория: Закрепление приемов акварели.
Практика: Выполнение наброска цветов, осенних листьев и ягод. Работа над этюдом требует большой собранности, которая необходима именно вначале занятий. Она развивает чувство цвета и приучает воспринимать натуру в целом, а не по частям, улавливая в ней главное. Учит работать с палитрой, искать разнообразие цветовых оттенков.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.4 «Осенний натюрморт»
Теория: Цельное видение натуры.
Практика: Компоновка в формате. Общая прописка этюда. Свежесть восприятия. Цветовая насыщенность в натюрморте. Передача цвето-тоновых отношений.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.5 «Шары». Упражнения на тоновую растяжку, тоновая насыщенность
Теория: Закрепление навыков работы заливками.
Практика: Компоновка в листе композиции с шарами. Выполнение работы в технике заливки.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.6 Упражнения на тоновую растяжку. Тоновая насыщенность.
Теория: Технические приемы работы акварелью, тоновая насыщенность, приемы тоновой растяжки акварелью.
Практика: Выполнение упражнений на достижение резкой тональной характеристики цвета. Добиться постепенных тональных переходов цвета от самого светлого к самому темному.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.7 Упражнения на цветовую растяжку
Теория: Технические приемы работы акварелью, плавный переход от одного цвета к другому, смешение основных цветов в процессе растяжки.
Практика: Выполнение упражнений по «растяжению» цвета.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2. Цветовая насыщенность
2.1 «Геометрический орнамент»
Теория: Технические приемы работы акварелью, закрепление приемов заливки и растяжки.
Практика: Компоновка в листе. Выбор цветовой гаммы для орнамента. Выполнить работу, используя приемы заливки и растяжки.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.2 «Зимний пейзаж». Работа в технике «по-сырому»
Теория: Передача состояния в пейзаже. Новые приемы работы в акварели, техника «по-сырому».
Практика: Зарисовка зимнего пейзажа. Прокладка основного цвета неба, снега, деревьев по предварительно смоченному листу. Детализация тонкой кистью по просушенной работе.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.3 «Веточка»
Теория: Изменение цвета и тона в пространстве.
Практика: Компоновка в листе веточки с красивыми выразительными листьями. Диагональ. Передача пространства в работе.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.4 Желтое яблоко (лимон) на красном и синем фоне
Теория: Знакомство с рефлексом.
Практика: Деление формата пополам. Рисование одного и того же предмета в теплом и холодном колорите на разных половинах листа. Изучаем, как меняется цвет предмета в зависимости от фона. Знакомство с рефлексом.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.5 Натюрморт с натуры
Теория: Передача цвето-тоновых отношений.
Практика: Компоновка в листе. Построение предметов. Влияние цветов друг на друга. Цвето-тоновые отношения.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.6 «Пейзаж по воображению»
Теория: Знакомство с оттенками серого цвета (гризайль).
Практика: Закомпоновать придуманный пейзаж в листе. Выполнить работу, используя только белую и черную гуашь, смешивая их между собой.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
2.7 Натюрморт с натуры в теплой гамме
Теория: Передача цвето-тоновых отношений, цветовых нюансов. Повторение теплых оттенков.
Практика: Компоновка в листе. Построение предметов. Написать натюрморт, определив точно цвето-тоновые отношения и выбрав предмет для композиционного центра.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.8 Натюрморт с натуры в холодной гамме
Теория: Закрепление пройденного на прошлом уроке материала. Повторение холодных оттенков.
Практика: Компоновка в листе. Построение предметов. Написать натюрморт, определив точно цвето-тоновые отношения и выбрав предмет для композиционного центра.
Материалы: акварель
Формат: А-3
3. Гармония в цвете
3.1 Этюды фигуры человека
Теория: Пропорции фигуры человека.
Практика: Написать 3-4 этюда фигуры человека, учитывая цвето-тоновые отношения.
Материалы: акварель
Формат: А-3
3.2 Портрет с натуры
Теория: Пропорции лица человека.
Практика: Построение лица. Передача цвета и тона в пространстве. Контрасты переднего плана, нюансы дальнего плана. Детализация, обобщение и завершение работы.
Материалы: акварель, гуашь
Формат: А-3
3.3 «Цветы весны». Творческий натюрморт
Теория: Закрепление живописных навыков.
Практика: Выполнение и компоновка натюрморта из различных предметов с цветами, предложенных преподавателем на выбор. Применение живописных средств для создания творческого натюрморта.
Материалы: акварель, гуашь
Формат: А-3
3.4 Контрольный натюрморт
Практика: Компоновка в листе. Правильное ведение работы. Проверка знаний и умений, полученных за год.
Материалы: акварель
Формат А-3
-
Композиция
Модуль КОМПОЗИЦИЯ
1. Введение в предмет
1.1 «Композиция в изобразительном искусстве». Вводное занятие
Теория: Знакомство учащихся с работой художника над композицией. Искусствоведческий рассказ о последовательности работы художника над композицией. Просмотр документальных фильмов о художниках.
1.2 «Растения и насекомые». Монотипия
Теория: Знакомство с техникой монотипия.
Практика: С помощью листа бумаги (или стекла) создаем оттиск на бумаге. Полученное изображение дорабатываем мелкой кисточкой.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
2. Орнаментальная композиция
2.1 «Орнамент в полосе». На основе квадрата
Теория: Знакомство со свойствами и структурой квадрата. Понятия порядка и беспорядка. Получение различных фигур из квадрата.
Практика: Порядок и беспорядок в композиции. Выполнение практического задания следующим образом:
Вырезать из цветной бумаги квадраты 3 цветов 8 на 8 см. Сложить по диагонали 2 раза, что бы получился маленький треугольник, вырезать из него 2 треугольника поменьше, с разницей 1 см, развернув, получим 1 квадрат с дырками в форме треугольника и 4 треугольника разного размера.
Компоновка в листе полученных фигур, создание порядка в полосе.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы
Формат: А-3
2.2 «Орнамент в полосе». Стилизация
Теория: Стилизация растительных элементов.
Практика: Художественная условность. Ассоциации. Стилизация растительных форм. Создание сложного рисовального модуля.
Материалы: черная гелиевая ручка
Формат: А-3
2.3 «Ткань для бабушки»
Теория: Знакомство с сетчатым орнаментом.
Практика: Используя знания, полученные при выполнении предыдущих тем, равномерно заполнить плоскость повторяющимся орнаментом. Повторение мрачной и радостной цветовой гаммы.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
3.Композиционные приемы
3.1 «Я летаю», «Ветер»
Теория: Применение изученных законов статики и динамики.
Практика: Используя законы динамики, выполнить композицию.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
3.2 Упражнения по композиции
Теория: Знакомство с композиционными приемами заполнения листа. Способы передачи движения. Статика, динамика.
Практика: Выполнение композиции с приемами движения и статики, используя цветную бумагу, геометрические и абстрактные фигурки разного размера и формы.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы
Формат: А-3
3.3 «Неожиданные встречи»
Теория: Размерный контраст.
Практика: Выполнение композиции на заданную тему с применением законов статики и динамики.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
3.4 «Длинноногое и длинношеее животное»
Теория: Особенности вытянутого формата. Вертикаль.
Практика: Вертикальный формат. Закомпоновать и нарисовать жирафа. Использовать цветовой контраст для выделения главного. Создание образа по представлению.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
3.5 Портрет друга
Теория: Знакомство с жанром портрета.
Практика: Передача пропорций лица и особенностей изображаемого человека (цвет и разрез глаз, цвет и длина волос, одежда).
Материалы: на выбор (гуашь, мягкие материалы, цветные карандаши)
Формат: А-3
1. Развитие фантазии.
4.1 «Страна веселых дракончиков»
Теория: Знакомство с иллюстрацией.
Практика: Выбор сюжета. Поиск композиционного решения. Выбор цветовой гаммы. Развитие воображения. Передача настроения.
Материалы: на выбор (гуашь, цветные карандаши)
Формат: А-3
4.2 «Братья-разбойники»
Теория: Создание портретного образа по описанию.
Практика: Прочитать описание портретных характеристик разбойников. Создать образ разбойника по описанию.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
4.3 «Из жизни башмачков»
Теория: Рассказ о том, как могут жить башмачки, когда нас нет дома. Увлечение детей в мир фантазии и воображения.
Практика: Создание образа и настроения по воображению. Компоновка в листе. Выбор композиционных решений. Пропорциональное соотношение между пространством листа и изображаемыми фигурами. Выделение главного. Детализация.
Материалы: на выбор (гуашь, цветные карандаши)
Формат: А-3
4.4 «Чудо-Юдо рыба-кит»
Теория: Применение изученных законов композиции.
Практика: Придумать композицию на основе произведения Ершова П. П. «Конек-Гобунок». Выделение главного.
Материалы: гуашь
Формат: А-2
-
Скульптура
Модуль СКУЛЬПТУРА
1. Виды скульптуры
1.1 Вводное занятие. Упражнения.
Теория: Восстановление и закрепление навыков работы с пластилином. Развитие моторики.
Практика: Основные формы, применяемые для лепки: шар, кубик, блин, капелька, цилиндр и т.д. Отработка навыков работы с пластилином.
Материал: цветной пластилин
1.2 «Натюрморт»
Теория: Закрепление знаний полученных на прошлом уроке. Работа с рельефом. Барельеф.
Практика: Вылепить натюрморт, предложенный преподавателем.
Материал: скульптурный пластилин
1.3 «Пейзаж». Пластилиновая живопись
Теория: Закрепление знаний полученных на прошлом уроке. Знакомство с пластилиновой живописью. Создание изображения на картоне с помощью пластилина (плоскостная лепка).
Практика: Вылепить пейзаж по воображению на основе изученного материала.
Материал: цветной пластилин
1.4 «Фантастический плод»
Теория: Закрепление знаний об объемной скульптуре.
Практика: Вылепить объемную скульптуру по воображению. Придумать фантастический фрукт/овощ.
Материал: скульптурный пластилин
1.5 Творческая композиция на свободную тему
Теория: Закрепление знаний о пластилиновой живописи.
Практика: Лепка композиции на картоне.
Материал: цветной пластилин
Практики
-
Нет
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Применяется