Дополнительная общеразвивающая программа Подготовка детей к обучению в ДШИ на художественном отделении Возраст детей-8 лет

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Пояснительная записка
Цели и задачи
Содержание программы
Планируемые результаты реализации программы
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

2

1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа в области художественного
искусства «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на
художественном отделении» для обучающихся в возрасте 8 лет разработана МБУ
ДО «Детская школа искусств» (далее – Школа) на основе Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа
Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018г. «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП» и с учетом
Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах
искусств по видам искусств, направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01- 39/06-ГИ.
Направленность программы «Подготовка детей к обучению в детской школе
искусств на художественном отделении» - художественная.
Актуальность программы состоит в том, что при освоении данной
программы учащиеся получают сведения о построении предметов, перспективе,
нарабатывают навыки штриховки, а так же учатся:
- передавать объем и разбирать предметы по тону и цвету, смешиванию
цветов, различать теплые и холодные цвета, тон краски, создавать мрачные и
нежные, контрастные и сближенные, насыщенные и ненасыщенные цветовые
гаммы, знакомятся с различными приемами гуашевой и акварельной живописи;
- пользоваться выразительными возможностями цвета при воплощении своих
творческих замыслов;
- создавать в работе цветовое единство, передавая объемы предметов,
пространство, тоновые и цветовые контрасты;
- компоновать и видеть натуру, изображать ее правдиво и точно, добиваясь
силы цвета, точности свето-тоновых отношений.
Программа нацелена на работу над сюжетно-тематической композицией,
развитие воображения и моторики ребенка, формирование художественнообразного мышления.
Отличительная особенность программы
Программа нацелена на развитие воображения и моторики ребенка,
формирование художественно-образного мышления.
Основная идея, на которой базируется программа – это начальная подготовка
(1 ступень) учащихся к обучению по предпрофессиональной программе
«Живопись».
Педагог, воздействуя на младшего школьника, руководствуется специальной
системой обучения и воспитания, выдержанной в содержании программных знаний,
умений и навыков, в планах и мероприятиях по воспитательной работе. Эти
воздействия носят объективный характер, здесь ребенок выступает в роли объекта
воспитания. Программы обучения и воспитания предусматривают определенный
уровень интеллектуального, нравственного, эстетического, трудового, физического
развития младшего школьника. Если учебная деятельность детей проводится без
учета возрастных особенностей детей этого возраста, то уже к концу учебного года
наблюдается падение интереса к учению. В младшем школьном возрасте ребенок
3

формируется всесторонне. Нельзя считать, что главное для него – учебная
деятельность, показатели успеваемости, а все остальное прилагается. Главное в
формировании личности обучающегося – взаимосвязь умственного, нравственного,
трудового, эстетического и физического воспитания. Характерные особенности
младшего школьного возраста:
- высокий уровень активности;
- значимая награда – похвала;
- рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на
чем-то определенном);
- требуют в постоянной деятельности внимания;
- бурно проявляют эмоции;
- достаточно часто проявление беспокойного состояния;
- при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида
деятельности.
Качество реализации программы в области художественного искусства
«Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на художественном
отделении» для обучающихся в возрасте 8 лет обеспечивается за счет доступности,
открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных
представителей) содержания; наличия комфортной развивающей образовательной
среды; наличия качественного состава педагогических работников, имеющих
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемого учебного предмета.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 8 лет.
Режим занятий
Объем учебной нагрузки, запланированный на период обучения, составляет
272 часа.
Объем учебной нагрузки в неделю составляет 8 часов. Количество учебных
недель – 34. Предметы «Рисунок», «Живопись», «Скульптура» и «Композиция»
проводятся три раза в неделю по 2 урока. Продолжительность урока составляет 40
минут.
Занятия осуществляются в форме групповых занятий, численностью от 4 до 12
человек.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
художественного искусства – 1 год.
Содержание и материал дополнительной общеразвивающей программы в
области художественного искусства имеют базовый уровень.
Форма обучения – групповая.
Виды занятий - практические занятия.
Формы подведения результатов – дифференцированный просмотр.

4

2.

Цели и задачи программы

Цель программы:
- развитие творческого потенциала ребенка средствами изобразительного
искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучить теоретическим и практическим основам изобразительной грамоты;
- обучить владению различными художественными материалами;
- научить организовывать пространство листа, передавать форму, цвет и объем
предметов.
Развивающие:
- развивать наблюдательность;
- развивать зрительную память и воображение;
- развивать навыки владения рукой;
- развивать аккуратность, точность, трудолюбие;
- развивать чувство красоты и гармонии через формирование интереса к
окружающему миру.
Воспитательные:
- воспитывать творческое, созидательное отношение к окружающему миру;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать эстетический и художественный вкус;
- воспитывать чувство уважения к собственному и чужому труду.
3.
Содержание программы
При реализации предметных программ с нормативным сроком обучения 1 год
общая трудоемкость модулей распределяется следующим образом:
N
п/п

Наименование
учебного
предмета

Кол-во
аудиторных
часов в
неделю

Кол-во
недель

Общее
кол-во часов в
год

Аттестация (по четвертям)
Промежуточная

Итоговая

I

Учебные
предметы
художественнотворческой
подготовки

1

РИСУНОК

2

34

68

I, II, III, IV

IV

2

ЖИВОПИСЬ

2

34

68

I, II, III, IV

IV

3

КОМПОЗИЦИЯ

2

34

68

I, II, III, IV

IV

4

СКУЛЬПТУРА

2

34

68

I, II, III, IV

IV

Всего:

8

272

5

Учебный (тематический) план
№
п/п

1.

Наименование разделов и тем
всего

Кол-во часов
теория практика

Модуль РИСУНОК
10
4

Формы
аттестации/контроля

1.4

Введение в предмет
«Рисунок»
«Знакомство с предметом».
Вводное занятие
«Средства художественной
выразительности в рисунке.
Штрих»
«Осенние наброски и
зарисовки растений»
«Кукла»

2.
2.1

Линия в рисунке
«Дом»

4
4

1
1

3
3

3.
3.1

Работа с натуры
«Травы». Работа с натуры

24
2

6
0,5

18
1,5

3.2

«Пейзаж за окном»

4

1

3

3.3

4

1

3

2

0,5

1,5

Контроль за выполнением
практического задания

3.5

«Животные». Наброски и
зарисовки с натуры
«Картофель, лук, чеснок».
Натюрморт с натуры
«Портрет»

4

1

3

3.6

«Домашние животные»

4

1

3

3.7

«Натюрморт с натуры «от
пятна»»
Средства графической
выразительности
«Натюрморт «Цветное
стекло»»
«Крынка». Рисунок с
натуры

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания

30

5

25

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания

1.1
1.2
1.3

3.4

4.
4.1
4.2

6

2

1

1

Контроль за выполнением
практического задания

2

1

1

Контроль за выполнением
практического задания

2

1

1

Контроль за выполнением
практического задания

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания

4.3

«Деревья»

4

0,5

3,5

4.4

«Фрукты»

4

0,5

3,5

4

1

3

4.5 «Наброски фигуры человека

6

Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания

4.6
4.7

с натуры»
«Мои любимые игрушки».
Творческий рисунок
Контрольный натюрморт

6

1

5

Контроль за выполнением
практического задания

4

-

4

Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.

Модуль ЖИВОПИСЬ
1.
Акварельные приемы в
22
7,5
14,5
живописи
1.1
«Живопись в
2
2
изобразительном
искусстве». Вводное занятие
1.2
Знакомство с приемами
2
1
1
акварели. Упражнения.
1.3
«Осенние этюды».
4
1
3
1.4

«Осенний натюрморт»

1.5

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.

1

3

2

0,5

1,5

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания

4

1

3

26
6

6
1

20
5

2.2

«Зимний пейзаж». Работа в
технике «по-сырому»

2

0,5

1,5

2.3

«Веточка»

2

0,5

1,5

2.4

Желтое яблоко (лимон) на
красном и синем фоне

4

1

3

2.5

Натюрморт с натуры

4

1

3

2.6

«Пейзаж по воображению»

4

1

3

2.7

Натюрморт с натуры в
теплой гамме
Натюрморт с натуры в
холодной гамме
Гармония в цвете
Этюды фигуры человека

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

20
6

4
2

16
4

3.
3.1

Контроль за выполнением
практического задания

4

«Шары». Упражнения на
тоновую растяжку, тоновая
насыщенность
1.6
Упражнения на тоновую
растяжку. Тоновая
насыщенность
1.7 Упражнения на цветовую
растяжку
2.
Цветовая насыщенность
2.1 «Геометрический орнамент»

2.8

Контроль за выполнением
практического задания

7

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением

3.2

Портрет с натуры

3.3 «Цветы весны». Творческий
натюрморт
3.4
Контрольный натюрморт

1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2

4

1

3

6

1

5

4

-

4

Модуль КОМПОЗИЦИЯ
Введение в предмет
6
3
3
«Композиция в
2
2
изобразительном
искусстве». Вводное занятие
«Растения и насекомые».
4
1
3
Монотипия
Орнаментальная
14
3
11
композиция
«Орнамент в полосе». На
4
1
3
основе квадрата
«Орнамент в полосе».
4
1
3
Стилизация

2.3

«Ткань для бабушки»

6

1

5

3.
3.1

Композиционные приемы
«Я летаю», «Ветер»

22
4

5
1

17
3

3.2 Упражнения по композиции

4

1

3

3.3

«Неожиданные встречи»

6

1

5

3.4

«Длинноногое, длинношеее
животное»
«Портрет друга»

4

1

3

4

1

3

4.
4.1

Развитие фантазии
«Страна веселых
дракончиков»

26
6

4
1

22
5

4.2

«Братья-разбойники»

6

1

5

4.3

«Из жизни башмачков»

6

1

5

4.4

«Чудо-Юдо рыба-кит»

8

1

2

3.5

1

Модуль СКУЛЬПТУРА
Пластичные упражнения
17
4
13
8

практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.

Ответы на вопросы
преподавателя.
Контроль за выполнением
практического задания

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.

1.1

«Вводное занятие.
Упражнения»

4

1

3

1.2

«Дымка. Лепка барышни»

4

1

3

1.3

«Потягивающаяся кошка»

4

1

3

1.4

«Фантастический плод»

4

1

4

2

17

4

13

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания.

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания.

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания.

4

1

4

Контроль за выполнением
практического задания.

3

Рельеф.
«Виды рельефа. Барельеф.
Натюрморт»
«Виды рельефа. Горельеф.
Ваза»
«Пейзаж. Пластилиновая
живопись»
«Творческая композиция на
свободную тему»
Круглая скульптура.

17

4

13

3.1

«Слон»

4

1

3

3.2

«Шагающий Медведь»

4

1

3

3.3

«Заяц и лиса. Сюжет»

4

1

3

4

1

4

17

4

13

2.1
2.2
2.3
2.4

3.4
4.

«Творческая композиция на
свободную тему. Сюжет»
«Многофигурная
композиция. Круглая
скульптура»

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания

Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.

4.1

«Фарфоровые гномы»

4

1

3

4.2

«Дед Мороз и Снегурочка»

6

1

5

Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.

6

1

6

Контроль за выполнением
практического задания.

272

58

214

4.3

«Многофигурная
композиция по
произведению. Сюжет»
ИТОГО:

Содержание учебного (тематического) плана
Модуль РИСУНОК
1.
Введение в предмет «Рисунок».
1.1 «Знакомство с предметом». Вводное занятие
Теория: Знакомство с деятельностью учащихся на уроке «Рисунок». Знакомство с
графическими возможностями карандаша: разнообразные типы линий, точки,
штриховка.
9

Практика: Выполнение упражнения с использованием различных видов точек и
линий. Применение штриховки.
Материалы: простой карандаш
Формат: А-3, А-4
1.2 «Средства художественной выразительности в рисунке. Штрих»
Теория: Знакомство с понятием «штриховой тон».
Практика: Выполнить упражнения на отработку штриха. Зарисовка с натуры
яблока с применением штрихового тона по форме. Развитие навыка владения
карандашом, посредством штриха.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
1.3 «Осенние наброски и зарисовки растений»
Теория: Знакомство с нюансами зарисовки растений с натуры.
Практика: Развитие глазомера. Эмоциональное восприятие натуры. Развитие
наблюдательности. Разнообразие линий, выделение отдельных элементов,
организация листа.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
1.4 «Кукла»
Теория: Знакомство с пропорциями. Пропорции человеческой фигуры и куклы.
Практика: Анализ положения куклы. Компоновка в листе. Передача пропорций
куклы и ее построение.
Материалы: карандаш, цветные карандаши
Формат: А-3
2. Линия в рисунке
2.1 «Дом»
Теория: Навыки проведения прямых линий. Понятия «вертикаль», «горизонталь»,
«диагональ».
Практика: Отработка навыков проведения прямых линий (вертикальных,
горизонтальных, диагональных). Линии проводятся от края до края листа, в разных
направлениях. Затем из массы линий выделяются те, которые будут стенами дома
(выделяются нажимом, толщиной). Дорисовываются окна, крыша, элементы забора.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
3. Работа с натуры
3.1 «Травы». Работа с натуры
Теория: Знакомство с анализом формы. Знакомство со способом построения формы
с помощью вспомогательных линий и осей.
Практика: Метод анализа формы. Пытаются повторить различные изгибы трав и
растений, лепестков цветов и т.д.
Материалы: карандаш
Формат: А-4
3.2 «Пейзаж за окном»
Теория: Знакомство с передачей пространства и тона.

10

Практика: Зарисовка пейзажа за окном с ограниченным количеством объектов
(архитектурных и пейзажных). Передача состояния природы (пасмурный день,
солнечный день).
Материалы: масляная пастель
Формат: А-3
3.3 «Животные». Наброски и зарисовки с натуры
Теория: Получение общего представления о форме животного с натуры.
Практика: Вводная беседа о построении животных с натуры. Компоновка в листе,
пропорции животного или птицы. Выполнение нескольких набросков с различных
точек зрения. Тональная проработка.
Материалы: карандаш, любые мягкие материалы на выбор
Формат: А-3
3.4 «Картофель, лук, чеснок». Натюрморт с натуры.
Теория: Передача объема, тона и пространства.
Практика: Наиболее точно выявить форму и пластику предметов, передача объема.
Отношение света и тени.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
3.5 «Портрет»
Теория: Передача образа и пропорций.
Практика: Изображение с натуры головы и лица. Главное – образ. Правильность
пропорций – это уже почти сходство с натурой.
Материалы: карандаш
Формат: А-4
3.6 «Домашние животные»
Теория: Знакомство с новым графическим материалом и его возможностями
(художественная пастель).
Практика: Изобразить по памяти домашних животных. Закомпоновать в формате,
передать фактуру шерсти. Выполнить крупный рисунок понравившегося животного
на одном листе.
Материалы: цветная пастель
Формат: А-3
3.7 «Натюрморт с натуры «от пятна»»
Теория: Знакомство с силуэтом.
Практика: Выполнение натюрморта без предварительной прорисовки отдельных
предметов. Общая масса предметов и плоскостей. Силуэт. Найти место и тон
каждого отдельного предмета по отношению к плоскостям. Передача объема и
собственного тона предметов.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
4.
Средства графической выразительности
4.1 Натюрморт «Цветное стекло»
Теория: Техника работы цветными карандашами.
Практика: Графические возможности цветных карандашей (линия, пятно) и
живописные (получение нового цвета при наложении одного цвета на другой),
выполнить натюрморт с передачей объема и собственного тона предметов.
11

Материалы: цветные карандаши
Формат: А-3
4.2 «Крынка». Рисунок с натуры
Теория: Метод визирование, пропорции предмета.
Практика: Пропорции предмета. Построение. Компоновка в листе.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
4.3 «Деревья»
Теория: Изучение строения разных пород деревьев. Использование возможностей
карандаша при передаче образа и объема деревьев.
Практика: Изображение отдельных пород деревьев или же целого леса с
разнообразной растительностью.
Материалы: карандаш, цветные карандаши
Формат: А-3
4.4 «Фрукты»
Теория: Закрепление навыков передачи объема на предметах.
Практика: Изобразить с натуры фрукты различные по форме и тону.
Закомпоновать, передать пропорции предметов
Материалы: пастель (любая)
Формат: А-3
4.5 «Наброски фигуры человека с натуры»
Теория: Знакомство с основными пропорциями фигуры человека.
Практика: Компоновка в листе. Выполнить 2-3 быстрых зарисовки с натуры в
разных положениях. Закрепление навыков работы линией, штрихом. Развитие
умения делать быстрые зарисовки людей.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
4.6 «Мои любимые игрушки». Творческий рисунок
Теория: Закрепление навыков владения графическими материалами, а также
технических приемов в рисунке – линия, точка, пятно, штрих, тон.
Практика: Изобразить свои любимые игрушки по памяти или с натуры. Передать
все детали и материальность предмета. Передача объема и фактуры.
Материалы: цветные карандаши
Формат: А-3
4.7 Контрольный натюрморт
Практика: Проверить компоновку в листе. Усвоение темы визирование, общий тон
предметов и их объем.
Материалы: карандаш, любые мягкие материалы
Формат: А-3
Модуль ЖИВОПИСЬ
1.
Акварельные приемы в живописи.
1.1 «Живопись в изобразительном искусстве». Вводное занятие
Теория: Знакомство с предметом. Познакомить с деятельностью учащихся на уроке
«Живопись». Знакомство с разнообразием живописных материалов. Творчество
художников-живописцев.
1.2 Знакомство с приемами акварели. Упражнения.
12

Теория: Знакомство с техниками работы акварели.
Практика: Выполнение упражнений: заливка одним цветом, растяжки от светлого
до насыщенного цвета, от насыщенного до светлого оттенка, вливание цвета в цвет.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.3 «Осенние этюды»
Теория: Закрепление приемов акварели.
Практика: Выполнение наброска цветов, осенних листьев и ягод. Работа над
этюдом требует большой собранности, которая необходима именно вначале
занятий. Она развивает чувство цвета и приучает воспринимать натуру в целом, а не
по частям, улавливая в ней главное. Учит работать с палитрой, искать разнообразие
цветовых оттенков.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.4 «Осенний натюрморт»
Теория: Цельное видение натуры.
Практика: Компоновка в формате. Общая прописка этюда. Свежесть восприятия.
Цветовая насыщенность в натюрморте. Передача цвето-тоновых отношений.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.5 «Шары». Упражнения на тоновую растяжку, тоновая насыщенность
Теория: Закрепление навыков работы заливками.
Практика: Компоновка в листе композиции с шарами. Выполнение работы в
технике заливки.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.6 Упражнения на тоновую растяжку. Тоновая насыщенность.
Теория: Технические приемы работы акварелью, тоновая насыщенность, приемы
тоновой растяжки акварелью.
Практика: Выполнение упражнений на достижение резкой тональной
характеристики цвета. Добиться постепенных тональных переходов цвета от самого
светлого к самому темному.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.7 Упражнения на цветовую растяжку
Теория: Технические приемы работы акварелью, плавный переход от одного цвета
к другому, смешение основных цветов в процессе растяжки.
Практика: Выполнение упражнений по «растяжению» цвета.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.
Цветовая насыщенность
2.1 «Геометрический орнамент»
Теория: Технические приемы работы акварелью, закрепление приемов заливки и
растяжки.
Практика: Компоновка в листе. Выбор цветовой гаммы для орнамента. Выполнить
работу, используя приемы заливки и растяжки.
13

Материалы: акварель
Формат: А-3
2.2 «Зимний пейзаж». Работа в технике «по-сырому»
Теория: Передача состояния в пейзаже. Новые приемы работы в акварели, техника
«по-сырому».
Практика: Зарисовка зимнего пейзажа. Прокладка основного цвета неба, снега,
деревьев по предварительно смоченному листу. Детализация тонкой кистью по
просушенной работе.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.3 «Веточка»
Теория: Изменение цвета и тона в пространстве.
Практика: Компоновка в листе веточки с красивыми выразительными листьями.
Диагональ. Передача пространства в работе.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.4 Желтое яблоко (лимон) на красном и синем фоне
Теория: Знакомство с рефлексом.
Практика: Деление формата пополам. Рисование одного и того же предмета в
теплом и холодном колорите на разных половинах листа. Изучаем, как меняется
цвет предмета в зависимости от фона. Знакомство с рефлексом.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.5 Натюрморт с натуры
Теория: Передача цвето-тоновых отношений.
Практика: Компоновка в листе. Построение предметов. Влияние цветов друг на
друга. Цвето-тоновые отношения.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.6 «Пейзаж по воображению»
Теория: Знакомство с оттенками серого цвета (гризайль).
Практика: Закомпоновать придуманный пейзаж в листе. Выполнить работу,
используя только белую и черную гуашь, смешивая их между собой.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
2.7 Натюрморт с натуры в теплой гамме
Теория: Передача цвето-тоновых отношений, цветовых нюансов. Повторение
теплых оттенков.
Практика: Компоновка в листе. Построение предметов. Написать натюрморт,
определив точно цвето-тоновые отношения и выбрав предмет для композиционного
центра.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.8 Натюрморт с натуры в холодной гамме
Теория: Закрепление пройденного на прошлом уроке материала. Повторение
холодных оттенков.
14

Практика: Компоновка в листе. Построение предметов. Написать натюрморт,
определив точно цвето-тоновые отношения и выбрав предмет для композиционного
центра.
Материалы: акварель
Формат: А-3
3.
Гармония в цвете
3.1 Этюды фигуры человека
Теория: Пропорции фигуры человека.
Практика: Написать 3-4 этюда фигуры человека, учитывая цвето-тоновые
отношения.
Материалы: акварель
Формат: А-3
3.2 Портрет с натуры
Теория: Пропорции лица человека.
Практика: Построение лица. Передача цвета и тона в пространстве. Контрасты
переднего плана, нюансы дальнего плана. Детализация, обобщение и завершение
работы.
Материалы: акварель, гуашь
Формат: А-3
3.3 «Цветы весны». Творческий натюрморт
Теория: Закрепление живописных навыков.
Практика: Выполнение и компоновка натюрморта из различных предметов с
цветами, предложенных преподавателем на выбор. Применение живописных
средств для создания творческого натюрморта.
Материалы: акварель, гуашь
Формат: А-3
3.4 Контрольный натюрморт
Практика: Компоновка в листе. Правильное ведение работы. Проверка знаний и
умений, полученных за год.
Материалы: акварель
Формат А-3
Модуль КОМПОЗИЦИЯ
1.
Введение в предмет
1.1 «Композиция в изобразительном искусстве». Вводное занятие
Теория: Знакомство учащихся с работой художника над композицией.
Искусствоведческий рассказ о последовательности работы художника над
композицией. Просмотр документальных фильмов о художниках.
1.2 «Растения и насекомые». Монотипия
Теория: Знакомство с техникой монотипия.
Практика: С помощью листа бумаги (или стекла) создаем оттиск на бумаге.
Полученное изображение дорабатываем мелкой кисточкой.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
2. Орнаментальная композиция
2.1 «Орнамент в полосе». На основе квадрата
15

Теория: Знакомство со свойствами и структурой квадрата. Понятия порядка и
беспорядка. Получение различных фигур из квадрата.
Практика: Порядок и беспорядок в композиции. Выполнение практического
задания следующим образом:
Вырезать из цветной бумаги квадраты 3 цветов 8 на 8 см. Сложить по
диагонали 2 раза, что бы получился маленький треугольник, вырезать из него 2
треугольника поменьше, с разницей 1 см, развернув, получим 1 квадрат с
дырками в форме треугольника и 4 треугольника разного размера.
Компоновка в листе полученных фигур, создание порядка в полосе.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы
Формат: А-3
2.2 «Орнамент в полосе». Стилизация
Теория: Стилизация растительных элементов.
Практика: Художественная условность. Ассоциации. Стилизация растительных
форм. Создание сложного рисовального модуля.
Материалы: черная гелиевая ручка
Формат: А-3
2.3 «Ткань для бабушки»
Теория: Знакомство с сетчатым орнаментом.
Практика: Используя знания, полученные при выполнении предыдущих тем,
равномерно заполнить плоскость повторяющимся орнаментом. Повторение мрачной
и радостной цветовой гаммы.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
3.Композиционные приемы
3.1 «Я летаю», «Ветер»
Теория: Применение изученных законов статики и динамики.
Практика: Используя законы динамики, выполнить композицию.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
3.2 Упражнения по композиции
Теория: Знакомство с композиционными приемами заполнения листа. Способы
передачи движения. Статика, динамика.
Практика: Выполнение композиции с приемами движения и статики, используя
цветную бумагу, геометрические и абстрактные фигурки разного размера и формы.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы
Формат: А-3
3.3 «Неожиданные встречи»
Теория: Размерный контраст.
Практика: Выполнение композиции на заданную тему с применением законов
статики и динамики.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
3.4 «Длинноногое и длинношеее животное»
Теория: Особенности вытянутого формата. Вертикаль.
16

Практика: Вертикальный формат. Закомпоновать и нарисовать жирафа.
Использовать цветовой контраст для выделения главного. Создание образа по
представлению.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
3.5 Портрет друга
Теория: Знакомство с жанром портрета.
Практика: Передача пропорций лица и особенностей изображаемого человека
(цвет и разрез глаз, цвет и длина волос, одежда).
Материалы: на выбор (гуашь, мягкие материалы, цветные карандаши)
Формат: А-3
4.
Развитие фантазии.
4.1 «Страна веселых дракончиков»
Теория: Знакомство с иллюстрацией.
Практика: Выбор сюжета. Поиск композиционного решения. Выбор цветовой
гаммы. Развитие воображения. Передача настроения.
Материалы: на выбор (гуашь, цветные карандаши)
Формат: А-3
4.2 «Братья-разбойники»
Теория: Создание портретного образа по описанию.
Практика: Прочитать описание портретных характеристик разбойников. Создать
образ разбойника по описанию.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
4.3 «Из жизни башмачков»
Теория: Рассказ о том, как могут жить башмачки, когда нас нет дома. Увлечение
детей в мир фантазии и воображения.
Практика: Создание образа и настроения по воображению. Компоновка в листе.
Выбор композиционных решений. Пропорциональное соотношение между
пространством листа и изображаемыми фигурами. Выделение главного.
Детализация.
Материалы: на выбор (гуашь, цветные карандаши)
Формат: А-3
4.4 «Чудо-Юдо рыба-кит»
Теория: Применение изученных законов композиции.
Практика: Придумать композицию на основе произведения Ершова П. П. «КонекГобунок». Выделение главного.
Материалы: гуашь
Формат: А-2
Модуль СКУЛЬПТУРА
1.
Пластичные упражнения
1.1 «Вводное занятие. Упражнения»
Теория: Восстановление и закрепление навыков работы с пластилином. Развитие
моторики.
17

Практика: Основные формы, применяемые для лепки: шар, кубик, блин, капелька,
цилиндр и т.д. Отработка навыков работы с пластилином.
Материал: скульптурный пластилин.
1.2 «Дымка. Лепка барышни»
Теория: Развитие творческого мышления. Пробудить интерес к народным
промыслам нашей страны.
Практика: Познакомить учащихся с различными игрушками, выполненными
народными мастерами. Рассказать последовательность ее изготовления. Выполнить
копию выразительной дымковской игрушки.
Материал: скульптурный пластилин.
1.3 «Потягивающаяся кошка»
Теория: Развитие творческого мышления. Рассказать о братьях наших меньших.
Обратить внимание на особенности кошачьей грации. Привлечь внимание к
динамике в пластике.
Практика: Вылепить грациозно динамичную форму потягивающейся кошки.
Материал: скульптурный пластилин.
1.4 «Фантастический плод»
Теория: Развитие творческого мышления. Закрепление знаний об объемной
скульптуре.
Практика: Вылепить объемную скульптуру по воображению. Придумать
фантастический фрукт/овощ.
Материал: скульптурный пластилин
2. Рельеф.
2.1 «Виды рельефа. Барельеф. Натюрморт»
Теория: Виды скульптуры. Знакомство с объемными изображениями на плоскости.
Работа с рельефом. Барельеф.
Практика: Вылепить натюрморт, предложенный преподавателем.
Материал: скульптурный пластилин
2.2 «Виды рельефа. Горельеф. Ваза»
Теория: Закрепление знаний полученных на прошлом уроке. Работа с рельефом.
Горельеф.
Практика: Вылепить объемное изображение вазы, предложенной преподавателем.
Соблюдение правил лепки горельефа.
Материал: скульптурный пластилин.
2.3 «Пейзаж. Пластилиновая живопись»
Теория: Закрепление знаний полученных на прошлых уроках. Знакомство с
пластилиновой живописью. Создание изображения на плоскости (картоне) с
помощью пластилина (плоскостная лепка).
Практика: Вылепить пейзаж по воображению на основе изученного материала.
Материал: цветной пластилин
2.4 «Творческая композиция на свободную тему»
Теория: Закрепление знаний о пластилиновой живописи.
Практика: Лепка композиции на картоне.
Материал: цветной пластилин
18

3. Круглая скульптура.
3.1 «Слон»
В качестве натуры используется изображение (иллюстрация) животного или
натуральный макет.
Теория: Развитие глазомера.
Практика: Выполнить статичную копию животного. Передача особенностей
пропорций и формы.
Материал: скульптурный пластилин.
3.2 «Шагающий Медведь»
В качестве натуры используется изображение (иллюстрация) животного или
натуральный макет.
Теория: Развитие глазомера. Развитие навыков передавать основные движения
животного.
Практика: Выполнить динамично-пластичную копию животного. Передача
особенностей пропорций и формы.
Материал: скульптурный пластилин.
3.3 «Заяц и лиса. Сюжет»
Теория: Закрепить знания, полученные на прошлых уроках.
Практика: Выполнить динамично-пластичную композицию двух животных.
Передача особенностей пропорций, динамики и формы.
Материал: скульптурный пластилин.
3.4 «Творческая композиция на свободную тему. Сюжет»
Теория: Закрепить знания, полученные на прошлых уроках.
Практика: Выполнить динамично-пластичную композицию из двух животных.
Передача особенностей пропорций, динамики и формы.
Материал: скульптурный пластилин.
4. «Многофигурная композиция. Круглая скульптура»
4.1 «Фарфоровые гномы»
В качестве натуры используется изображение (иллюстрация) или натуральный
макет.
Теория: Закрепить знания умения и навыки, полученные на прошлых уроках.
Практика: Выполнить статичную копию предложенного макета. Передача
особенностей пропорций и формы.
Материал: скульптурный пластилин.
4.2 «Дед Мороз и Снегурочка»
В качестве натуры используется изображение (иллюстрация) или натуральный
макет.
Теория: Закрепить знания умения и навыки, полученные на прошлых уроках.
Практика: Выполнить статичную копию предложенного макета. Передача
особенностей пропорций и формы.
Материал: скульптурный пластилин.
4.3 «Многофигурная композиция по произведению. Сюжет»
Теория: Закрепить знания, умения и навыки, полученные в процессе работы над
композицией.
19

Практика: Выполнить задание, используя все знания и умения, полученные в
процессе обучения лепке. В качестве сюжета предлагается использовать русские
сказки. Содержание композиции: «человек-человек», «человек-животное».
Материал: скульптурный пластилин.

4. Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
- положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- познавательной мотивации к изобразительному искусству;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям
искусства;
- эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и
изображаемой действительности.
Предметные:
Учащиеся научатся:
- различать основные и составные цвета, теплые и холодные цвета;
- составлять различные оттенки из смешиваемых цветов;
- работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических,
живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке;
- использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь,
акварель, пастель, карандаш, фломастеры, пластилин);
- передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание,
уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа),
применять законы воздушной перспективы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
- создавать настроение в работе, путем применения цвета и тона;
- применять на практике приемы композиции (симметрия, асимметрия,
динамика, статика и т.д.)
- выполнять некоторые декоративные приемы (стилизация, орнамент, набрызг
краски и др.).
Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- выполнять работу по заданной теме;
- использовать изученные приемы работы красками;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
20

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным
критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную,
декоративную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- работать с различными графическими и живописными материалами;
- грамотно компоновать изображение на листе;
- организовать творческий процесс.
5.
Условия реализации программы в области художественного
искусства «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на
художественном отделении»
Материально-технические обеспечение:
- Учебная аудитория для групповых занятий;
- Интернет-соединение;
- Парты;
- Стулья;
- Мольберты;
- Табуреты;
- Доска;
- Мультимедийное оснащение кабинета;
- Компьютер, принтер;
- Раковина;
- Шкафы и стеллажи для хранения художественных материалов;
- Художественные материалы – бумага, емкости для воды, кисти, краски и т. д.;
- Наглядные пособия;
- Методические пособия;
- Учебная литература по ИЗО.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет-источники.
Кадровое обеспечение. Качество реализации программы
в области
художественного искусства обеспечивается за счет наличия качественного состава
педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Методические материалы:
- наглядные пособия: работы-примеры по всем темам данной программы;
- наглядный (натурный) фонд (предметы быта, муляжи фруктов и овощей,
чучела, драпировки);
- дидактические материалы (шаблоны, трафареты).
- методические указания по выполнению различных техник рисунка, живописи,
композиции и скульптуры.
Основным условием для реализации занятий изобразительным искусством
является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей.
21

6.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В программе предусмотрена оценочная система контроля.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет, в виде самостоятельной работы
обучающегося.
Формой
промежуточной
и
итоговой
аттестации
является
дифференцированный творческий просмотр, который проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Оценки ученикам
выставляются по окончании четверти.
Критерии оценок
Отметка «5» - уровень выполнения требований высокий, все объекты связаны
между собой, правильно применяются приемы и изученные техники рисования.
Работа выполнена аккуратно, качественно и творчески.
Отметка «4» - уровень выполнения требований хороший, но допущены
незначительные ошибки: есть нарушения при заполняемости (компоновке) листа;
обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно
исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя.
Отметка «3» - уровень выполнения требований достаточный, минимальный;
владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их
практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность
создания рисунка, но допускает отдельные ошибки.
Отметка «2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования, не
умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными
фактическими знаниями, умениями и навыками.

22

7. Список литературы
1. Школа изобразительного искусства / Е. Нестерова, М. Алексич, Ю.
Подляский // М.: Изобраз. искусство. 1994. 160 с. №5 ISBN: 5-85200126-0
2. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В
4 ч. Ч. 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил. ISBN 5-86866-0684
3. Сокольникова, Н. М. Художники книги и дети: монография: пособие для
учителей: Для совершеннолетних, общего характера / Сокольникова. – М.:
Мегатрон, 1997. – 184 с.: ил. Рекомендовано Управлением общего среднего
образования Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации. ISBN 5-89601-006-0.
4. Харрисон, Х. Энциклопедия акварельных техник. Наглядное пошаговое
руководство и вдохновляющая галерея законченных работ: пер. с англ. Герасиной
О., Давыдовой А. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 192с.; ил.
5. Яшухин, А. П. Живопись: учеб. для студентов художественно-графических
фак. пед. ин-тов и ун-тов / А. П. Яшухин, С. П. Ломов. - Москва: Агар : РандевуАМ, 1999. - 227, [2] с.: ил., цв. ил.; 27 см.; ISBN 5-89218-097-2
6. Кальнинг, А. Акварельная живопись. М.: Искусство. 1967. 73 с.
7. Унковский, А. А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980. 145
с., цв. ил.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».