Дополнительная общеразвивающая программа Подготовка детей к обучению в ДШИ на художественном отделении Возраст детей-7 лет

Структура программы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Срок реализации программы
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
и итоговой аттестации
- Форма проведения учебных занятий
- Планируемые результаты освоения программы
- Методы обучения
- Материально-технические условия реализации программы
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-Учебно-тематический план
- Содержание тем и разделов предметов
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
- Критерии оценки
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2

1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа в области художественного
искусства «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на
художественном отделении» для обучающихся в возрасте 7 лет разработана МБУ
ДО «Детская школа искусств» (далее – Школа) на основе Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа
Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018г. «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП» и с учетом
Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах
искусств по видам искусств, направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01- 39/06-ГИ.
Основная идея, на которой базируется программа – это начальная подготовка
(1 ступень) учащихся к обучению по предпрофессиональной программе
«Живопись».
При освоении данной программы учащиеся получают сведения о построении
предметов, перспективе, нарабатывают навыки штриховки, а так же учатся:
- передавать объем и разбирать предметы по тону и цвету, смешиванию
цветов, различать теплые и холодные цвета, тон краски, создавать мрачные и
нежные, контрастные и сближенные, насыщенные и ненасыщенные цветовые
гаммы, знакомятся с различными приемами гуашевой и акварельной живописи;
- пользоваться выразительными возможностями цвета при воплощении своих
творческих замыслов;
- создавать в работе цветовое единство, передавая объемы предметов,
пространство, тоновые и цветовые контрасты;
- компоновать и видеть натуру, изображать ее правдиво и точно, добиваясь
силы цвета, точности свето-тоновых отношений.
Программа нацелена на работу над сюжетно-тематической композицией,
развитие воображения и моторики ребенка, формирование художественнообразного мышления.
Педагог, воздействуя на младшего школьника, руководствуется специальной
системой обучения и воспитания, выдержанной в содержании программных знаний,
умений и навыков, в планах и мероприятиях по воспитательной работе. Эти
воздействия носят объективный характер, здесь ребенок выступает в роли объекта
воспитания. Программы обучения и воспитания предусматривают определенный
уровень интеллектуального, нравственного, эстетического, трудового, физического
развития младшего школьника. Если учебная деятельность детей проводится без
учета возрастных особенностей детей этого возраста, то уже к концу учебного года
наблюдается падение интереса к учению. В младшем школьном возрасте ребенок
формируется всесторонне. Нельзя считать, что главное для него – учебная
деятельность, показатели успеваемости, а все остальное прилагается. Главное в
формировании личности обучающегося – взаимосвязь умственного, нравственного,
трудового, эстетического и физического воспитания. Характерные особенности
младшего школьного возраста:
- высокий уровень активности;
- значимая награда – похвала;
3

- рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на
чем-то определенном);
- требуют в постоянной деятельности и внимания;
- бурно проявляют эмоции;
- достаточно часто проявление беспокойного состояния;
- при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида
деятельности;
Качество реализации программы в области художественного искусства
«Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на художественном
отделении» для обучающихся в возрасте 7 лет обеспечивается за счет доступности,
открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных
представителей) содержания; наличия комфортной развивающей образовательной
среды; наличия качественного состава педагогических работников, имеющих
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемого учебного предмета.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 7 лет. Срок освоения
программы - 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом.
Общая трудоемкость программы «Подготовка детей к обучению в детской
школе искусств на художественном отделении» для обучающихся в возрасте 7 лет
– 264 часа
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и
итоговой аттестации
N
п/п

Наименование
учебного
предмета

Кол-во
аудиторных
часов в
неделю

Кол-во
недель

Общее
кол-во часов
в год

Аттестация (по четвертям)
Промежуточная

Итоговая

I

Учебные
предметы
художественнотворческой
подготовки

1

РИСУНОК

2

33

66

I, II, III, IV

IV

2

ЖИВОПИСЬ

2

33

66

I, II, III, IV

IV

3

КОМПОЗИЦИЯ

2

33

66

I, II, III, IV

IV

4

СКУЛЬПТУРА

2

33

66

I, II, III, IV

IV

Всего:

8

264

4

Режим и форма проведения учебных занятий
Объем учебной нагрузки в неделю составляет 8 часов. Количество учебных
недель – 33. Предметы «Рисунок», «Живопись», «Скульптура» и «Композиция»
проводятся три раза в неделю по 2 урока. Продолжительность урока составляет 40
минут.
Занятия осуществляются в форме групповых занятий, численностью от 4 до 12
человек.
Планируемые результаты освоения программы.
В процессе обучения по программе в области художественного искусства
«Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на художественном
отделении» для обучающихся в возрасте 7 лет каждый учащийся должен овладеть
навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в
композициях, этюдах и рисунках и должен знать:
Законы композиции:
- закон цельности;
- закон контрастов;
- закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому
замыслу.
Правила композиции:
- передачи ритма;
- выделение сюжетно-композиционного центра;
- симметрия и асимметрия;
- расположение главного на втором пространственном плане.
Приемы композиции:
- горизонтали и вертикали;
- диагональное направление.
Средства композиции:
- линия;
- штрих - линия;
- пятно (тон, цвет).
Каждый учащийся по прохождению годичного курса должен уметь:
- работать с различными графическими и живописными материалами;
- грамотно компоновать изображение на листе;
- организовать творческий процесс.
Цель и задачи программы
Цель программы:
- развитие творческого потенциала ребенка средствами изобразительного
искусства.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- обучить теоретическим и практическим основам изобразительной грамоты;
- обучить владению различными художественными материалами;
- научить организовывать пространство листа, передавать форму, цвет и объем
предметов.
5

Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность;
- развивать зрительную память и воображение;
- развивать навыки владения рукой;
- развивать аккуратность, точность, трудолюбие;
- развивать чувство красоты и гармонии через формирование интереса к
окружающему миру.
Воспитательные задачи:
- воспитывать творческое, созидательное отношение к окружающему миру;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать эстетический и художественный вкус;
- воспитывать чувство уважения к собственному и чужому труду.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- игровой;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач
данной программы и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традициях изобразительного творчества.
Материально-технические условия реализации программы
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка
детей к обучению в детской школе искусств на художественном отделении» для
обучающихся в возрасте 7 лет Школа руководствуется Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования», утвержденными Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.07. 2014 N 41, противопожарными нормами, нормами
охраны труда. Школа соблюдает своевременные сроки текущего и капитального
ремонта учебных помещений.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио- и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературой
по
изобразительному
искусству,
наглядными
пособиями,
художественными альбомами.
Материально-технические обеспечение:
- Учебная аудитория для групповых занятий;
- Интернет-соединение;
6

- Мольберты;
- Парты;
- Стулья, табуреты;
- Доска;
- Мультимедийное оснащение кабинета;
- Компьютер, принтер;
- Раковина;
- Натурные столы;
- Натурный фонд (бытовая утварь, муляжи фруктов и овощей, чучела,
драпировки и т.д.)
- Шкафы и стеллажи для хранения художественных материалов;
- Художественные материалы – бумага, емкости для воды, кисти, краски и т. д.
- Наглядные пособия;
- Методические пособия;
- Учебная литература по ИЗО.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Предмет «Рисунок»
Наименование
«Пейзаж по описанию»
«Птицы». Зарисовка с натуры.
Композиция в листе (мягкий карандаш).
«Сухие цветы»
Наброски и зарисовки фигуры человека.
«Сквознячок»
«Тополь и яблонька»
«К нам пришли гости»
Наброски и зарисовки с натуры
Фактура. Упражнения. Натюрморт.
Натюрморт с натуры
«Цветы, листья с натуры»
«Портрет с натуры»
«Комнатные цветы»
Натюрморт
Натюрморт их 3-х предметов
«Веточка»
«Фрукты»
«Времена года»
«Братья наши меньшие»
«Зверье мое»
Натюрморт
Контрольный натюрморт
7

Кол-во
часов
2
2

Формат

2
2
2
4
4
2
4
2
4
2
4
2
4
2
2
2
4
4
2
4

А-4
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-4
А-3
А-3, А-4
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3

А-3, А-4
А-3

23

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

№
1
2
3
4

«Моя любимая игрушка»
Итого:
Предмет «Живопись»
Наименование
Приемы работы красками и кистью
«Сказка о красках»
«Клумба»
«Фантастическая веточка», «Цветок»
«Водяной», «Кикимора»
«Пушистое животное», «Пейзаж после
дождя»
«Солнечный зайчик»
«Лесовичок», «Дракончик». Создание образа
по описанию.
Этюды с натуры (веточки, травы, овощи)
«Сумерки», «Рассвет» или «Закат» (по
представлению или описанию)
Натюрморт с натуры. Локальный цвет
предметов и цветовые оттенки.
«Маленький зайчик (барашек) в страшном
лесу»
«Птица на празднике», «Веселые клоуны»
«Нежное утро», «Рассвет»
Комнатные цветы. Этюды с натуры.
Портрет сказочного героя по описанию.
Натюрморт из двух предметов с натуры.
Этюды фигуры (цветовое пятно).
«Яблоко». Декоративно-плоскостное
решение. Контрольное задание.
Контрольный натюрморт.
Этюды на пленэре.
Итого:
Предмет «Композиция»
Наименование
«Что изучает предмет «Композиция».
Вводное занятие.
Упражнения по композиции.
«Бабочка», «Букет», Монотипия»
(симметрия).
«Планета красных солнц», «Пейзаж»,
(оттенки красного цвета).
8

4
66

А-3

Кол-во
часов
2
2
4
2
4
2

Формат

2
4

А-3
А-3

2
4

А-3
А-3, А-4

4

А-3

4

А-3

6
2
2
4
2
2
6

А-3
А-4
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3

4
2
66

А-3
А-4

Кол-во
часов
2

Формат

2
2

А-3
А-3, А-4

4

А-3

А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

«Голубая планета», «Сумерки».
«Морозное утро»
Новогодняя тема.
«Морское чудище»
«Рыба-машина»
«Чудище злое и ужасное»
«Красивое яблоко»
«Домашнее животное»
«Пейзаж». «Цветок», «Горный край»
«Пейзаж»
«Цветы весны (декоративная
композиция)»
Свободная тема (контраст).
Итого:

6
2
6
4
4
4
4
4
4
6
6

А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3
А-3

6
66

А-3

Предмет «Скульптура»
№

Наименование

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Вводное занятие. Упражнения.
«Букашки»
«Птицы»
«Животные»
«Морская тема»
Беседа. Виды рельефа
«Сказка о рыбаке и рыбке». Рельеф.
Лепка человечков.
«Цветы»
«Яблоко»
Лепка вазы с ярко выраженными составными формами.
«Дом с бабой-Ягой». Рельеф.
«Времена года». Рельеф.
Лепка девочки и мальчика.
Лепка мебели.
Лепка посуды.
Лепка продуктов питания.
«Подсвечник»
Лепка деда и бабки.
Композиция на свободную тему. Контрольный урок.
Итого:

9

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
8
4
2
2
4
4
4
6
66

Содержание тем и разделов предметов
Содержание предмета «РИСУНОК»
Содержание учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных
особенностей детей. Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного
усложнения – от простейших упражнений до изображения разнообразной по форме
натуры (яблоко, ваза, цветы). Предлагаемые темы заданий по рисунку рассчитаны
на знакомство с различными графическими материалами и способами работы с
ними, что дает возможность применения их на творческих занятиях.
ТЕМА 1 (2 часа)
«Пейзаж по описанию»
ЦЕЛЬ: Познакомить с графическими возможностями карандаша: разнообразные
типы линий, точки.
СОДЕРЖАНИЕ: Работа выполняется вместе с преподавателем под его диктовку
с использованием различных приемов работы простым карандашом. Затем детям
предлагается самостоятельно завершить работу, используя полученные знания,
навыки работы простым карандашом.
Материалы: карандаш
Формат: А-3, А-4.
ТЕМА 2 (2 часа)
«Птицы». Зарисовка е натуры. Композиция в листе (мягкий карандаш).
ЦЕЛЬ: Эмоциональное восприятие натуры и развитие наблюдательности.
Знакомство с приемами работы с мягким материалом. Выбор формата.
СОДЕРЖАНИЕ: Установить в классе чучела птиц. Предложить детям
рассмотреть, изучить и сравнить птиц между собой. Выбрать понравившуюся птицу,
закомпоновать её в листе и нарисовать, используя различные приемы работы
простым карандашом.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
ТЕМА 3 (2 часа)
«Сухие цветы»
ЦЕЛЬ: Эмоциональное восприятие натуры. Развитие наблюдательности.
Знакомство с приемами работы пером и тушью.
СОДЕРЖАНИЕ: Рассмотреть различные цветы, ветки (крупные, толстые,
тонкие). Обратить внимание на их структуру (кучерявые, стройные, угловатые и
т.д.) Выполняя работу, обратить внимание на передний план, структуру и движение.
Дать возможность самостоятельно рисовать детям.
Материалы: карандаш, гелиевая ручка
Формат: А-4
ТЕМА 4 (2 часа)
Наброски и зарисовки фигуры человека.
ЦЕЛЬ: Знакомство с силуэтом. Передача пропорций, развитие глазомера в
быстром рисунке. Использование штриховки для передачи силуэта.
10

СОДЕРЖАНИЕ: Смелой рукой, без, предварительного рисунка, работая
“пятном”, изобразить человека, чтобы главным был силуэт — интересный по
очертанию. Наброски помогают понять роль силуэта, очертания и контраста в
графике.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
ТЕМА 5 (2 часа)
«Сквознячок»
ЦЕЛЬ: Знакомство с тоном, работа кистью: линия, пятно, точка.
СОДЕРЖАНИЕ: Берем краску одного цвета (синюю, красную и т.д.). Знакомим
детей с графическими возможностями кисти. Работу выполнить на 2 тона. Начало
работы выполняется вместе с преподавателем, используя линию, пятно, точку.
Завершают работу дети самостоятельно.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 6 (4 часа)
«Тополь и яблонька»
ЦЕЛЬ: Передача пространства тоном.
СОДЕРЖАНИЕ: Рассмотреть на прогулке и в окно различные деревья — ствол,
ветки (крупные, толстые, тонкие). Обратить внимание на их структуру. Сравнить
строение тополя и яблоньки (яблоня — искривленный ствол, угловатые ветки,
тополь — стройный, ровный ствол, плавно поднимающиеся вверх ветки). Используя
один цвет (коричневый), разложив его на два тона, выполнить работу. Сначала
дерево, которое дальше — легким тоном, затем дерево, которое ближе — болёе
темным, плотным тоном. Дети получают первые понятия о пространстве.
Материалы: тушь, кисть
Формат: А-3
ТЕМА 7 (4 часа)
«К нам пришли гости»
ЦЕЛЬ: Выделение главного. Линия, пятно, силуэт.
СОДЕРЖАНИЕ: Придумать и нарисовать обобщенный выразительный образ
героя (используем силуэт). Определить пропорциональное соотношение между
пространством листа и размерами фигур. Выполнить работу, используя силуэт и
возможности линии в доработке пейзажа или интерьера.
Материалы: тушь, перо, кисть
Формат: А-3
ТЕМА 8 (2 часа)
Наброски и зарисовки с натуры.
ЦЕЛЬ: Закрепление знаний и практических навыков. Выбор
Компоновка в листе. Передача пропорций. Применение линии и пятна.

11

формата.

СОДЕРЖАНИЕ: Наброски, выполняемые от начала и до конца непосредственно
с натуры, одновременно с параллельными наблюдениями её. Закрепление приемов
работы карандашом, тушью фломастером.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
ТЕМА 9 (4 часа)
Фактура. Упражнения. Натюрморт.
ЦЕЛЬ: Передача первого впечатления от натюрморта. Знакомство с техникой
“рисунок от пятна”. Передача тональных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ: Выполнить упражнения: заполнить квадратики, имитирующие
разные фактуры (гладкая, колючая, лохматая и т.д.). Выполнить натюрморт
цветными карандашами, заполняя поверхность разными по характеру фактурами.
Материалы: цветные карандаши
Формат: А-4
ТЕМА 10 (2 часа)
Натюрморт с натуры.
ЦЕЛЬ: Закрепление знаний и практических навыков. Выбор формата.
Компоновка в листе. Передача пропорций. Применение линии и пятна.
СОДЕРЖАНИЕ: Закомпоновать в листе. Решение плоскостное. Используем
линию, пятно, точку, приемы фактурного заполнения пространства. Выполнить
работу гуашью, доработка пастелью.
Материалы: гуашь, пастель
Формат: А-3
ТЕМА 11 (4 часа)
«Цветы, листья с натуры»
ЦЕЛЬ: Развитие наблюдательности. Любование. Линия, силуэт, тон, цвет, ритм в
передаче декоративных качеств растений.
СОДЕРЖАНИЕ: Создание образа по поводу натуры (беседа преподавателя).
Используемый материал — простой карандаш. Перевод рисунка реального растения
в декоративное изображение. Художественная условность, стилизация,
обобщенность образа, выделение главного.
Материалы: карандаш
Формат: А-3, А-4
ТЕМА 12 (2 часа)
«Портрет с натуры»
ЦЕЛЬ: Развитие наблюдательности, передача характерных черт образа.
СОДЕРЖАНИЕ: Знакомство детей с основными пропорциями человеческого
лица. Рисуем портрет одноклассника, наблюдая натуру, стараясь передать характер,
образ, пропорции.
Материалы: простой карандаш
Формат: А-3
12

ТЕМА 13 (4 часа)
«Комнатные цветы»
ЦЕЛЬ: Знакомство с приемами работы с углем.
СОДЕРЖАНИЕ: Закомпоновать в листе изображаемые предметы. Предать в
листе ближние и дальние предметы, пользуясь линией и пятном.
Материалы: мягкий материал (уголь, сангина)
Формат: А-3
ТЕМА 14 (2 часа)
Натюрморт.
ЦЕЛЬ: Передача пространства тоном.
СОДЕРЖАНИЕ: Натюрморт из З предметов поставить на уровне глаз. Работа
выполняется без предварительного рисунка. Строго разобрать предметы по тону от
самого темного до самого светлого.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
ТЕМА 15 (4 часа)
Натюрморт из 3-х предметов.
Постановка ставится из контрастных по тону, простых по пропорциям и силуэту
предметов.
ЦЕЛЬ:
Закрепление материала предыдущего задания. Передача тоновых
отношений.
СОДЕРЖАНИЕ: Грамотно закомпоновать изображение в листе; показать
тональную разницу предметов.
Материалы: уголь
Формат А-3
ТЕМА 16 (2 часа)
«Веточка»
Учащимся предлагается изобразить сухие цветы, ветки. Выполняя работу,
обратить внимание на передний план, структуру и движение.
ЦЕЛЬ: Знакомство с техникой по-сырому.
СОДЕРЖАНИЕ: Грамотно закомпоновать изображение в листе; выделение
отдельных элементов.
Материалы: тушь
Формат А-3
ТЕМА 17 (2 часа)
«Фрукты»
Постановка ставится из контрастных по цвету 2-3 фруктов, можно в тарелке.
ЦЕЛЬ: Знакомство с работой в новом материале.
СОДЕРЖАНИЕ: Придумать и грамотно закомпоновать изображение в листе;
выполнить упражнение на отработку приемов работы пастелью.
Материалы: пастель, гуашь, уголь
Формат А-3
13

ТЕМА 18 (2 часа)
«Времена года»
ЦЕЛЬ: Создание цветовой гаммы на выработанную тему.
СОДЕРЖАНИЕ: Придумать и грамотно закомпоновать изображение в листе;
передача пространства цветом.
Материалы: пастель, гуашь
Формат А-3
ТЕМА 19 (4 часа)
«Братья наши меньшие»
ЦЕЛЬ: Передать характер животного. Передача цветом формы.
СОДЕРЖАНИЕ: Грамотно изобразить и закомпоновать изображение в листе.
Материалы: пастель, гуашь
Формат А-3
ТЕМА 20 (4 часа)
«Зверье мое»
Учащимся предлагается придумать свое животное и передать настроение цветом.
ЦЕЛЬ: Знакомство с радостной цветовой гаммой. Сочетание ярких цветов.
СОДЕРЖАНИЕ: Грамотно закомпоновать изображение в листе; выполнить
работу в радостной контрастной гамме.
Материалы: пастель, гуашь
Формат А-3
ТЕМА 21 (2 часа)
Натюрморт
ЦЕЛЬ: Знакомство с работой в новом материале.
СОДЕРЖАНИЕ: Грамотно закомпоновать изображение в листе; передать
пропорции предметов; строго разобрать предметы по тону.
Материалы: сангина
Формат А-3
ТЕМА 22 (4 часа)
Контрольный натюрморт.
ЦЕЛЬ: Проверка знаний и умений при изображении натуры. Выбор формата.
Компоновка в листе. Передача пропорций. Тоновые отношения. Передача
эмоционального строя. Передача пространства тоном.
СОДЕРЖАНИЕ: Проверка знаний, умений учащихся, полученных в течение
года. Компоновка в листе. Умение пользоваться различными приемами работы
карандашом (линия, пятно, точка). Разобрать предметы по тону.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
ТЕМА 23 (4 часа)
«Моя любимая игрушка»
14

ЦЕЛЬ: Выделение главного.
СОДЕРЖАНИЕ: Грамотно закомпоновать изображение в листе; определить
пропорциональное соотношение между пространством листа и размером фигуры.
Материалы: цветной карандаш
Формат А-3

Содержание предмета «ЖИВОПИСЬ»
Содержание учебного предмета «Живопись» построено с учетом возрастных
особенностей детей. Задания первого класса знакомят учащихся с основами
цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с
акварелью и гуашью. Учащиеся получают знания и навыки ведения
последовательной работы над натюрмортом и творческой работой, начиная с
композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений
между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения
цветовой гармонии.
ТЕМА 1 (2 часа)
Приемы работы красками и кистью.
ЦЕЛЬ: Знакомство с приемами работы кистью и красками.
СОДЕРЖАНИЕ: Показать детям, как организовать свое рабочее место, поставить
станок, прикрепить лист, где положить краски и кисти, поставить воду так, чтобы
помогало выполняемой работе. Открыть краски, ознакомиться с возможностями
красок и кисти, выполнив на листе работу, используя цветовое пятно, линию, мазок.
Это может быть пейзаж.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 2 (2 часа)
«Сказка о красках»
ЦЕЛЬ: Познакомить со свойствами красок: насыщенность, прозрачность,
слияние, наложение слоев.
СОДЕРЖАНИЕ: Рассмотрение красок в коробке. Краски, летающие в небе,
решили на кого-нибудь упасть и раскрасить их, они долго летали, наконец, увидели
трудолюбивых черных муравьев. «Вот кого мы раскрасим», - решили краски. Стали
падать, но муравьи заметили их и решили в свою очередь подшутить над ними и
залили поляну водой, а сами спрятались за кустами и стали наблюдать, что будет. А
краски шлепнулись в воду и красиво смещались друг с другом. После заполнения
листа цветом дорисовать по воображению все, что увидели в расплывшихся и
смешавшихся красках (пейзаж, зверюшек, замок и т.д.).
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 3 (4 часа)
«Клумба»
15

ЦЕЛЬ: Знакомство с основными и составными цветами, приемы работы от пятна.
СОДЕРЖАНИЕ: Детям предлагается взять З основных цвета (красный, желтый,
синий) и, смешивая их между собой получить составные цвета (зеленый,
оранжевый, фиолетовый). Используя получившуюся палитру из 6 цветов, написать
клумбу с различными по цвету и форме цветами. Обратить внимание на компоновку
цветов в листе.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 4 (2 часа)
«Фантастическая веточка», «Цветок»
ЦЕЛЬ: Получение оттенков красного цвета.
СОДЕРЖАНИЕ: Главным цветом на этом занятии будет красный. Основная
задача — получить как можно больше оттенков красного цвета, смешивая его со
всеми цветами, имеющимися в коробке.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 5 (4 часа)
«Водяной», «Кикимора»
ЦЕЛЬ: Получение оттенков синего цвета.
СОДЕРЖАНИЕ: Детям предлагается придумать и нарисовать образ «Водяного»
или «Кикиморы» (рисовать можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами).
Основная задача — получение оттенков синего цвета, смешивая его со всеми
цветами в коробке. Композиционный центр «Кикимора» или «Водяной» (темный
образ на светлом фоне или светлый образ на темном фоне). Знакомство с холодной
цветовой гаммой.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 6 (2 часа)
«Пушистое животное», «Пейзаж после дождя»
ЦЕЛЬ: Соответствие техники созданному образу. Знакомство с техникой «посырому».
СОДЕРЖАНИЕ: Знакомство с новой техникой работы акварелью. По
увлажненному губкой листу насыщенным тоном изобразить пушистое животное
или пейзаж. Увлажнить лист можно как водой, так и растворенной краской. Работа
выполняется очень быстро, поэтому можно выполнить несколько вариантов подряд.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 7 (2 часа)
«Солнечный зайчик»
ЦЕЛЬ: Получение оттенков желтого цвета.
СОДЕРЖАНИЕ: детям предлагается придумать и нарисовать образ шустрого,
радостного, веселого, постоянно скачущего солнечного зайчика. Затем, используя
16

все оттенки желтого цвета, которые дети пытаются получить, смешивая желтый
цвет со всеми красками, выполняют свой рисунок в теплой солнечной цветовой
гамме с выделением главного персонажа.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 8 (4 часа)
«Лесовичок», «Дракончик». Создание образа по описанию.
ЦЕЛЬ: Получение оттенков зеленого цвета.
СОДЕРЖАНИЕ: Преподаватель придумывает и рассказывает детям веселую
сказку про «Лесовичка» или «Дракончика». Дети придумывают и изображают его на
бумаге. Главная задача — научить получать оттенки зеленого цвета: зеленый цвет теплый, если он смешивается с теплыми красками, зеленый цвет — холодный, если
его смешивают с холодными красками. Главный персонаж может быть в теплозеленых оттенках, тогда фон в холодных или наоборот.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 9 (2 часа)
Этюды с натуры (веточки с листьями, травы, овощи).
ЦЕЛЪ: Обратить внимание на разнообразие цвета и формы в природе, передача
цветовых и тоновых отношений.
СОДЕРЖАНИЕ: Рассмотреть, полюбоваться ветками, листьями, цветами,
обратить внимание на их структуру. Закомпоновать в листе понравившееся
положение. Полюбоваться разнообразием цветовых оттенков. Выполнить этюд,
активно пользуясь палитрой для получения новых оттенков цвета.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 10 (4 часа)
«Сумерки», «Рассвет» или «Закат» (по представлению или описанию).
ЦЕЛЬ: Создание цветовой гаммы на выбранную тему, знакомство с теплой и
холодной цветовой палитрой.
СОДЕРЖАНИЕ: За 4 часа дети должны нарисовать 2 этюда: один в теплой
цветовой гамме («Рассвет»), другой в холодной цветовой гамме («Сумерки»).
Исходя из основного эмоционального тона будущих этюдов, отбирается для той или
другой работы необходимый минимум красок, пользуясь которыми сумеем
выразить нужный аккорд чувств.
Материалы: акварель
Формат: А-3, А-4
ТЕМА 11 (4 часа)
Натюрморт с натуры. Локальный цвет предметов и цветовые оттенки.
ЦЕЛЬ: Знакомство с натюрмортом. Цветовое пятно. Взаимосвязь предметов.
СОДЕРЖАНИЕ: Поставить натюрморт из красивых по форме, простых по
пропорциям и силуэту предметов. Поставить натюрморт на уровне глаз. Решение
17

плоскостное. Живописная задача — найти локальный цвет каждого предмета и
цветовые оттенки.
Материалы: акварель, гуашь
Формат: А-3
ТЕМА 12 (4 часа)
«Маленький зайчик (барашек) в страшном лесу»
ЦЕЛЬ: Знакомство с мрачной цветовой гаммой.
СОДЕРЖАНИЕ: Мрачная цветовая гамма, оттенки черного цвета. Контраст.
Преподаватель описывает детям историю маленького зайчика, который попал в
страшный дремучий лес и пытается из него выбраться. Дети представляют себе
огромные страшные деревья и маленького робкого зайчишку — какой это огромный
контраст. Главная живописная задача — получение оттенков черного цвета
(мрачной цветовой гаммы).
Материалы: акварель, гуашь
Формат: А-3
ТЕМА 13 (6 часов):
«Птица на празднике», «Веселые клоуны»
ЦЕЛЬ: Знакомство с радостной цветовой гаммой, сочетание ярких открытых
цветов для создания контрастной цветовой гаммы.
СОДЕРЖАНИЕ: Преподаватель рассказывает детям забавную историю про
птичку, которая собирается на праздник, украшает и наряжает себя. В приподнятом
настроении отправляется на праздник, и все вокруг нее такое же радостное и яркое.
Дети компонуют в листе придуманный сюжет, рисуют красавицу птицу. Работа
выполняется в радостной контрастной цветовой гамме.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 14 (2 часа)
«Нежное утро», «Рассвет»
ЦЕЛЬ: Знакомство с нежной цветовой гаммой.
СОДЕРЖАНИЕ: Преподаватель с помощью детей представляют картину, на
которой изображено нежное зимнее утро, рассвет. Обговаривают, какими красками
нужно его написать, оказывается, что таких красок в их коробках нет, но их можно
получить, добавляя к каждому цвету белила. Выполняют рисунок, компонуя его в
листе. Выполняют в цвете, ища на палитре нежные цвета, подходящие для своего
пейзажа.
Материалы: акварель
Формат: А-4
ТЕМА 15 (2 часа)
Комнатные цветы. Этюды с натуры.
ЦЕЛЬ: Развитие цветовых и тоновых ощущений.
СОДЕРЖАНИЕ: Внимательно рассмотреть натюрморт, обратить внимание на
цветы, листья, ветки, на их структуру, цвет. Закомпоновать в листе. Сделать
18

зарисовку под живопись. Выполняя работу, обратить внимание на передний план,
структуру и движение, передачу цвето-тоновых отношений.
Материалы: акварель, гуашь
Формат: А-3
ТЕМА 16 (4 часа)
Портрет сказочного героя по описанию.
ЦЕЛЬ: Развитие цветовых ощущений при работе над портретом с натуры,
развитие глазомера и зрительной памяти.
СОДЕРЖАНИЕ: Преподаватель по собственному усмотрению выбирает образ
сказочного героя, имеющего яркие выразительные черты лица и характер. Дети
вспоминают основные пропорции человеческого лица. Представляют, какие
отклонения от нормальных пропорций лица имеет сказочный герой. Рисуют образ
героя. Выполняют его в той цветовой гамме, которая соответствует данному
персонажу.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 17 (2 часа)
Натюрморт из двух предметов с натуры.
ЦЕЛЬ: Передача цвето-тоновых отношений.
СОДЕРЖАНИЕ: Натюрморт состоит их предметов близких по цвету, но разных
по тону (светлые и темные предметы). От желания детей зависит выбор предмета
для композиционного центра. Написать натюрморт, установив главные цветотоновые отношения.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 18 (2 часа):
Этюды фигуры (цветовое пятно).
ЦЕЛЬ: Развитие цельного видения фигуры, компоновка в листе передача цветотоновых ощущений.
СОДЕРЖАНИЕ: В классе усаживается натурщица. Дети внимательно
рассматривают, определяя пропорции и цвето-тоновые отношения. Смелой рукой
без предварительного рисунка, работая кистью от пятна, выполняется этюд, в
котором главное - силуэт и цвето-тоновые отношения.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 19 (6 часов)
«Яблоко». Декоративно-плоскостное решение. Контрольное задание.
ЦЕЛЬ: декоративная переработка формы. Деление на плоскости. Стилизация
формы. Закрепление приемов получения оттенков одного цвета. Повторение
техники заливки. Родственные цвета. Работа с цветовым кругом.
СОДЕРЖАНИЕ: Ученикам предлагается нарисовать контур яблока. Стилизовать
форму яблока по характеру: изящное, грубое, толстое, старое, угловатое. Исходя из
19

образа, выбрать модуль узора и разделить его на плоскости. Выбрать цветовую
гамму: теплую или холодную. Выполнить работу в технике заливки.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 20 (4 часа)
Контрольный натюрморт.
ЦЕЛЬ: Проверка и закрепление навыков полученных знаний и навыков.
СОДЕРЖАЛИЕ: Устанавливается натюрморт из двух предметов и драпировки
без складок. Компоновка в листе. Выполнение работы с соблюдением цветотоновых отношений.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 21 (2 часа)
Этюды на пленере.
ЦЕЛЬ: Развитие эмоционального восприятия. Выбор сюжета. Передача
впечатления увиденного.
СОДЕРЖАНИЕ: Любование и изучение формы растений. Попытки передачи
состояния природы посредством цвета (колорита). 2-З этюда.
Материалы: акварель
Формат: А-4
Содержание предмета «КОМПОЗИЦИЯ»
Содержание учебного предмета «Композиция» построено с учетом
особенностей развития образного мышления учащихся в возрасте 7 лет. Все задания
данной программы направлены на развитие чувства композиции и носят творческий
характер. Темы учебных заданий направлены на оттачивание навыков находить
различные колористические решения для ограниченной цветовой палитры,
присутствуют упражнения на изучение симметрии и асимметрии, ритма и т.д.
ТЕМА 1 (2 часа)
«Что изучает предмет «Композиция». Вводное занятие.
ЦЕЛЬ: Знакомство с деятельностью на дисциплине композиция.
СОДЕРЖАНИЕ: Познакомить учащихся с многогранностью понятия
композиции на примере произведений изобразительного искусства. Организация
рабочего места.
Материалы: демонстрационный материал.
ТЕМА 2 (2 часа)
Упражнения по композиции.
ЦЕЛЬ: Развитие чувства композиции.
СОДЕРЖАНИЕ: Дети должны закомпоновать на листе бумаги, с контурным
изображением цветов, фигурки бабочек, жучков («посадить на цветы»).
Материалы: лист с контурным изображением цветов, цв. карандаши, мелки,
фломастеры (по выбору).
20

Формат: А-3
ТЕМА 3 (2 часа)
«Бабочка», «Букет», Монотипию» (симметрия).
ЦЕЛЬ: Знакомство с симметрией. Осевая; симметрия в природе и декоративной
композиции. Техника по выбору: аппликация, монотипия.
СОДЕРЖАНИЕ: Лист бумаги складывается пополам и краски наносятся только
на одну сторону листа, потом лист складывается и изображение получается как бы в
зеркале. Доработать изображение тонкой кистью.
Материалы: гуашь
Формат: А-3, А-4
ТЕМА 4 (4 часа)
«Планета красных солнц», «Пейзаж», (оттенки красного цвета).
ЦЕЛЬ: Знакомство с пейзажем. Развитие воображения. Знакомство с
пространством, организация листа. Знакомство с техникой гуаши. Оттенки красного
цвета.
СОДЕРЖАНИЕ: Действие цвета на человека, эмоциональное восприятие цвета,
богатство оттенков одной колористической гаммы. Цветовой нюанс. Теплая
цветовая гамма, Развитие фантазии и воображения.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
ТЕМА 5 (6 часа)
«Голубая планета», «Сумерки».
ЦЕЛЬ: Продолжение работы над пейзажем. Развитие воображения.
Пространство. Организация листа. Оттенки голубого цвета.
СОДЕРЖАНИЕ: Эмоциональное восприятие цвета. Холодная цветовая гамма.
Развитие фантазии и воображения. Передача плановости, пространства. Выявление
композиционного центра.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
ТЕМА 6 (2 часа)
«Морозное утро»
ЦЕЛЬ: Знакомство с оригинальной техникой. Сочетание графических и
живописных средств для создания образа (линия и точка, цветовое пятно). Нежная
цветовая гамма.
СОДЕРЖАНИЕ: Рисунок наносится свечой, получается рисунок” - он есть и его
не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила - и рисунок
проступает на цветном фоне.
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 7 (6 часов)
Новогодняя тема.
21

ЦЕЛЬ: Создание творческого рисунка на основе ассоциативных восприятий.
Развитие воображения. Закрепление композиционных навыков (компоновка,
выделение главного посредством контраста с фоном).
СОДЕРЖАНИЕ: разработка эскиза (сюжет, цветовое решение). Выполнение
композиции на формате.
Материалы: изобразительный материал по выбору
Формат: А-3
ТЕМА 8 (4 часа)
«Морское чудище»
ЦЕЛЬ: Выделение главного. Создание образа по воображению. Получение
оттенков зелёного цвета.
СОДЕРЖАНИЕ:
Выполнение
композиции
по
схеме:
ощущение
неуравновешенности; ощущение тяжести, приземлённости, ощущение лёгкости.
Рисуем образ «Морского чудища». При выполнении работы используем оттенки
зелёного цвета. Выделение главного тоном и цветом.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
ТЕМА 9 (4 часа)
«Рыба-машина»
ЦЕЛЬ: Развитие навыков оригинального мышления. Создание фантастического
образа путем соединения свойств различных предметов (одушевлённого существа и
предмета).
СОДЕРЖАНИЕ: Создается метаморфоза на основе живого существа (рыбы).
Материалы: акварель
Формат: А-3
ТЕМА 10 (4 часа)
«Чудище злое и ужасное»
ЦЕЛЬ: Создание образа по. описанию (представлению). Размерный и цветовой
(тоновой) контраст. Мрачная цветовая гамма,
СОДЕРЖАНИЕ: Придумать и нарисовать образ чудища. Повторить получение
мрачной цветовой гаммы. Выполнить работу гуашью. Выделить композиционный
центр размером, цветом и тоновым контрастом.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
ТЕМА 11 (4 часа)
«Красивое яблоко»
ЦЕЛЬ: Развитие чувства декоративности. Гармония цветовых сочетаний.
СОДЕРЖАНИЕ: Используем не только обычный порядок орнамента, элементы
которого подчиняются простым законам ритма и симметрии, а подвижное
равновесие, целый фантастический мир, полный напряжения и контрастов.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
22

ТЕМА 12 (4 часа)
«Домашнее животное»
ЦЕЛЬ: Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов (Чарушин,
Ефимов и др.). Выразительность контура. Передача движения. Создание образа от
пятна. Сочетание пятна, и линии.
СОДЕРЖАНИЕ: Выполнить рисунок домашнего животного посредством пятна и
линии. Создание фона соответственно изображению.
Материалы: кисть, чёрная гуашь
Формат: А-3
ТЕМА 13 (4 часа)
«Пейзаж». «Цветок», «Горный край»
ЦЕЛЬ: Развитие воображения. Использование разнообразных типов линий в
передаче характера пейзажа, предметов.
СОДЕРЖАНИЕ: Выразительные возможности линии. Толщина и характер
линии. Линия в плоскости и пространстве, линия, обозначающая объём. Передача
линией разных качеств предмета (пластика движения, характера). Работа
выполняется простым карандашом или фломастером (2-3 цвета);
Материалы: простой карандаш, фломастер
Формат: А-3
ТЕМА 14 (6 часов)
«Пейзаж»
ЦЕЛЬ: Передача состояния по представлению. Выбор цветовой гаммы (весенняя
цветовая гамма) в зависимости от передачи эмоционального состояния.
СОДЕРЖАНИЕ: Поиск композиционных решений. Выбор состояния и
направления движения. Выбор цветовой гаммы.
Материалы: кисть, гуашь
Формат: А-3
ТЕМА 15 (6 часов)
«Цветы весны (декоративная композиция)»
ЦЕЛЬ: Закрепление декоративных навыков при составлении орнамента.
СОДЕРЖАНИЕ: Разработка эскизов. Выполнение рисунка на формате. Выбор
цветовой гаммы согласно правилам орнамента. Завершение работы.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
ТЕМА 16 (6 часа)
Свободная тема (контраст).
ЦЕЛЬ: Выявление главного. Знакомство с цветовым и тоновым контрастом.
СОДЕРЖАНИЕ: Выбрать сюжет (сказочный, фантастический, реальный). Ярко
выраженный композиционный центр. Выбор цветовой гаммы. Выделить главное
цветом и тоном.
Материалы: изобразительный материал по выбору
23

Формат: А-3
Содержание предмета «СКУЛЬПТУРА»
Содержание учебного предмета «Скульптура» построено
возрастных особенностей детей.
Содержание учебного предмета включает следующие разделы:
- освоение элементарных основ скульптуры;
- рельеф;
- анималистическая скульптура;
- фигура человека.

с

учетом

Тема 1. (2 часа) «Вводное занятие. Упражнения»
«Вводное занятие. Упражнения»
Теория: Научиться лепке основных форм. Развитие моторики.
Практика: Познакомить учащихся с основными формами, применяемых для лепки:
шар, кубик, блин, капелька, цилиндр и т.д. Отработка навыков работы со стеками.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 2. (2 часа) «Букашки»
Теория: Закрепить знания полученные на прошлом уроке.
Практика: Вылепить жука или стрекозу на основе изученного материала.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 3. (2 часа) «Птицы»
Теория: Закрепить знания полученные на прошлом уроке.
Практика: Вылепить синицу на основе изученного материала.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 4. (2 часа) «Животные»
Теория: Научить передавать в обобщенном виде строения, пропорции и
характерные детали фигуры животного, закрепить некоторые технические приемы
из целого куска: сгибание бруска пластилина (глины) надрезание стеком, отгибание
части для головы
Практика: Вылепить любое животное, передавая характерные для него
особенности.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 5. (2 часа) «Морская тема»
Теория: Знакомство с пластилиновой живописью. Научиться создавать
изображение на картоне с помощью пластилина (плоскостная лепка).
Практика: Вылепить морской мир с его обитателями.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 6. (2 часа) «Беседа. Виды рельефа»
Теория: Познакомить учащихся с видами рельефа (Барельеф, горельеф,
контррельеф). Показ наглядных пособий и фотографий различных рельефов.
Практика: Объяснение материала.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 7. (2 часа) «Сказка о рыбаке и рыбке». Рельеф.
Теория: Научить учащихся лепке барельефа.
Практика: Вылепить золотую рыбку.
24

Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 8. (2 часа) «Лепка человечков»
Теория: Формирование представления о строении человеческой фигуры,
использовать стек для прорисовки штрихами одежды, плотно скреплять части
фигуры.
Практика: Вылепить две фигуры людей в одежде.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 9. (4 часа) «Цветы». Рельеф.
Теория: Закрепление пройденного материала. Плоскостная лепка. Пластилиновая
живопись
Практика: Вылепить изображение цветов на выбор: букет цветов, поляна с
цветами, ваза с цветами.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 10. (4 часа). «Яблоко». Рельеф.
Объект постановки - муляж яблока.
Теория: Закрепить знания, полученные на прошлом уроке.
Практика: Передача форм и пропорций яблока.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 11. (4 часа) «Лепка вазы с ярко выраженными составными
формами»
Теория: Научиться анализировать сложные формы, раскладывать их на более
простые составляющие.
Практика: Передать пропорции и форму вазы.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 12. (4 часа) «Дом с бабой-Ягой». Рельеф.
Теория: Закрепление знаний и навыков в рельефе.
Практика: Передать объем. Развиваем воображения и фантазию.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 13. (8 часов). «Времена года». Рельеф.
Теория: Практическое знакомство и закрепление навыков лепки рельефа.
Практика: Создать четыре разных рельефных формы символов времен года.
Передать объем.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 14. (4 часа) «Лепка девочки и мальчика»
Теория: Обучение детей профессиональным приемам.
Практика: Передача особенностей пропорций.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 15. (2 часа) «Лепка мебели»
Теория: Закрепить знания, полученные на прошлом уроке.
Практика: Передать пропорции и цельность деталей.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 16. (2 часа) «Лепка посуды»
Теория: Обучение детей профессиональным приемам.
Практика: Передача форм предметов.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 17. (4 часа) «Лепка продуктов питания»
25

Теория: Развитие образного мышления.
Практика: Вылепить на выбор два фрукта. Передача форм предметов.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 18. (4 часа) «Подсвечник»
Теория: Закрепление знаний и умений, полученных в ходе изучения предыдущих
тем.
Практика: Передать целостность деталей.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 19. (4 часа) «Лепка деда и бабки»
Теория: Развитие воображения, фантазии.
Практика: Передача особенностей пропорций.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
Тема 20. (4 часа) «Композиция на свободную тему. Контрольные уроки»
Теория: Закрепление навыков и умений.
Практика: Выполнить композицию, используя все знания и умения, полученные в
процессе обучения лепке.
Материал: скульптурный или цветной пластилин на выбор.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В процессе обучения по программе в области художественного искусства
«Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на художественном
отделении» для обучающихся в возрасте 7 лет, каждый учащийся должен овладеть
навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в
композициях, этюдах и рисунках и должен знать:
Законы композиции:
- закон цельности;
- закон контрастов;
- закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому
замыслу.
Правила композиции:
- передачи ритма;
- выделение сюжетно-композиционного центра;
- симметрия и асимметрия;
- расположение главного на втором пространственном плане.
Приемы композиции:
- горизонтали и вертикали;
- диагональное направление.
Средства композиции:
- линия;
- штрих - линия;
- пятно (тон, цвет).
Каждый учащийся по прохождению годичного курса должен уметь:
- работать с различными графическими и живописными материалами;
- грамотно компоновать изображение на листе;
- организовать творческий процесс и иметь усидчивость.
26

Творческая деятельность на уроках, проводимых по данной программе,
способствует развитию целого комплекса качеств личности:
- наблюдательности через осмысление многообразных впечатлений, умения
обобщать и делать правильные выводы;
- зрительной памяти через знакомство с окружающими предметами,
многообразием их форм, цвета, величины и других особенностей;
- аналитического мышления через рисунок с натуры (внимательное
рассмотрение, выявление отличительных особенностей, изучение структуры
предмета);
- умственных способностей через правильное суждение о форме предметов на
основе научных знаний;
- творческой активности путем предоставления свободы самовыражения и
стимулирования творческих действий;
- творческих способностей, фантазии через постановку перед детьми новых
интересных задач, когда необходимо что-то преодолеть;
- эстетического вкуса через умение замечать, чувствовать, воспринимать
красоту, любоваться ею, радоваться ей;
- целеустремленности через умение сосредоточить свои силы для достижения
определенной цели, через старание, преодоление трудностей;
- коммуникативность навыков через умение жить и работать в коллективе.
Таким образом, программа должна послужить основой дальнейшего
творческого развития учащихся.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по
живописи, рисунку и композиции:
1. Обсуждение темы, идеи, просмотры иллюстраций, наглядных пособий.
2. Работа над эскизами, набросками. Для натюрмортов – построение
постановки.
3. Выбор техники исполнения (если предусматривается темой). Выполнение
работы на формате в материале.
Работа ведется поэтапно. Исполнение работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по
скульптуре:
1. Обсуждение темы, идеи, просмотры иллюстраций, наглядных пособий.
2. Работа над скульптурой ведется поэтапно.
3. Выполнение работы. Исполнение работы обсуждается с преподавателем.

27

IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет, в виде самостоятельной работы
обучающегося.
Формой
промежуточной
и
итоговой
аттестации
является
дифференцированный творческий просмотр, который проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Оценки ученикам
выставляются по окончании четверти.
Критерии оценок
Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, все объекты
связаны между собой, правильно применяются приемы и изученные техники
рисования. Работа выполнена качественно и творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены
незначительные ошибки: есть нарушения при заполняемости (компановке) листа;
обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно
исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя.
Отметка
«3» —
уровень
выполнения
требований
достаточный,
минимальный;; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает
затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает
последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки.
Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не
умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными
фактическими знаниями, умениями и навыками.

28

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Школа изобразительного искусства / Е. Нестерова, М. Алексич, Ю.
Подляский // М.: Изобраз. искусство. 1994. 160 с. №5 ISBN: 5-85200126-0
2. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В
4 ч. Ч. 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил. ISBN 5-86866-0684
3. Сокольникова, Н. М. Художники книги и дети: монография: пособие для
учителей: Для совершеннолетних, общего характера / Сокольникова. – М.:
Мегатрон, 1997. – 184 с.: ил. Рекомендовано Управлением общего среднего
образования Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации. ISBN 5-89601-006-0.
4. Харрисон, Х. Энциклопедия акварельных техник. Наглядное пошаговое
руководство и вдохновляющая галерея законченных работ: пер. с англ. Герасиной
О., Давыдовой А. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 192с.; ил.
5. Яшухин, А. П. Живопись: учеб. для студентов художественно-графических
фак. пед. ин-тов и ун-тов / А. П. Яшухин, С. П. Ломов. - Москва: Агар : РандевуАМ, 1999. - 227, [2] с.: ил., цв. ил.; 27 см.; ISBN 5-89218-097-2
6. Кальнинг, А. Акварельная живопись. М.: Искусство. 1967. 73 с.
7. Унковский, А. А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980. 145
с., цв. ил.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».