Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на художественном отделении» Возраст детей-9 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на художественном отделении» Возраст детей-9 лет Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575872 Директор/Заведующий Суворкова Ирина Николаевна Дата подписания документа 11.04.2022 10:43:16 (скачать)

Уровень образования

  • Дополнительное образование

Формы обучения

  • Очная

Нормативный срок обучения

1 год

Аккредитация

Аккредитации не подлежит согласно части 1 статьи 92 Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации»


Язык(–и) на которых осуществляется обучение

Русский
порядок, устанавливающий язык получения образования Документ подписан электронной подписью Серийный номер 176382614773150070335747769939328150673109022240 Директор/Заведующий Сотникова Жанна Маратовна Дата подписания документа 04.07.2023 11:10:25 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)

  • Рисунок

    Модуль РИСУНОК

    1.                     Введение в предмет «Рисунок»

    1.1 Беседа.

    Теория: Познакомить учащихся с предметом «Рисунок». Рассказ о предмете, о его значимости, о материалах, которые используются (карандаши и какие они бывают, сангина, уголь, пастель).

     1.2 «Штрих»

    Теория: Понятие «штрих», каким он бывает. Варианты штриховки на практике.

    Практика: Разделить лист на 4 части. В каждой из частей попробовать разные варианты штриховки разными по мягкости карандашами.

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

     1.3 «Зарисовки деревьев, цветов с натуры»

    Теория:  Работа с натуры. Особенности работы с натуры.

    Практика: Зарисовка деревьев и растений с натуры. Компоновка в листе.

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

    2.                     Работа с натуры. Объем.

    2.1 «Ваза»

    Теория:  Построение предмета (вазы). Дать понятие об объеме предметов.

    Практика: Построение вазы. Компоновка ее в листе. Объем предмета. Штрих положить по форме вазы.

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

    2.2 «Осенний натюрморт (овощи, фрукты)»

    Теория: Использование свойств мягких материалов при передаче тона, объема и пространства.

    Практика:  Тональная работа осеннего натюрморта. Построение предметов. Компоновка в листе. Выполняется натюрморт из 3-х предметов с передачей тона, объема, пространства.

    Материалы: уголь, сангина

    Формат: А-3

    3.                     Зарисовки по памяти

    3.1 Упражнения на развитие памяти. Зарисовки.

    Практика: На столе устанавливается 3 бытовых предмета в основе строения формы, которых лежат комбинации только двух простых геометрических тел, например: шар и конус, призма и пирамида. Детям предлагается внимательно рассмотреть и сравнить предметы между собой, запомнить их характерные черты. Затем предметы убираются, и детям предлагается по памяти воспроизвести их на листе. Наброски выполняются линией или штрихом.

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

    4.                     Технические приемы в освоении предмета «Рисунок»

    4.1 Построение окружности и полуокружности в квадрате.

    Теория: Построение окружностей. Вписывание ее в квадрат.

    Практика: Задание рассчитано на отработку координации глаза, мозга и руки и приобретения навыков построения квадрата, деления его осевыми и диагоналями и вписывания окружности в квадрат. Развитие технических навыков в рисунке.

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

    4.2 Натюрморт их 2-х предметов.

    Теория: Метод визирования.

    Практика: Построение предметов. Компоновка в листе. Тональная работа над натюрмортом.

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

    4.3 Сопряжение. Симметрия. Работа по гипсовому образцу.

    Теория:  Правило симметрии. Построение симметричных предметов.

    Практика: За основу берется гипсовый рельеф (несложный). Разбирается конструкция рельефа. Так как в основе гипсовой плиты лежит квадрат, первое, что дети делают, строят квадрат и проводят диагональ, ищут центр. Затем строят крупные составные части рельефа и плавными линиями выстраивают силуэт рельефа.

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

    4.4 Наброски и зарисовки животных с натуры.

    Теория: Передача характера и пропорций натуры.

    Практика:  Установить в классе чучело животного (белка). Изобразить животное, начиная с линий направления головы, тела, лап. На каждой линии изображаем круг. После этого постепенно объединяем изображение в единый силуэт животного, прорабатываем детали. Штрих.

    Материалы: карандаш

    Формат: А-4

    5.                     Знакомство с перспективой.

    5.1 Упражнения. Знакомство с линейной перспективой по одной точке схода.

    Теория: Знакомство с линейной перспективой по одной точке схода.

    Практика: Формат делим горизонтальной линией пополам, а линия будет линией горизонта. На линии горизонта (в ее центре) ставим точку, которая будет точкой схода. Затем выше и ниже линии горизонта рисуем плоскость в пространстве, затем две пересекающиеся плоскости в пространстве.

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

    5.2      «Коробок и буквы»

    Теория: Перспективное построение предметов призматической формы.

    Практика: Формат делим линией горизонта пополам, в середине ставим точку схода. Строим предметы призматической формы выше и ниже линии горизонта. Вписываем в них буквы, выстраиваем все элементы букв с учетом центральной перспективы. Штрих.

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

     5.3 «Улица»

    Теория: Линейная и воздушная перспектива.

    Практика: Выполнение рисунка улицы с учетом линейной и воздушной перспективы. При взгляде вдоль улицы, расположенной на ровном месте, мы видим многие, удаляющиеся в глубину линии, сходящиеся в центральной точке схода. Границы карнизов, окон и тротуаров, перпендикулярных к основному направлению улицы, изображаются во фронтальном положении, то есть параллельно основанию картинной плоскости. Направленные в глубину картины карнизы главного фасада здания, ряды фонарей и ограничивающие тротуар сходятся в главной точке схода на горизонте. По мере удаления от зрителя последовательно уменьшается высота пилястр и столбов.

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

    6.                     Тональный, длительный рисунок

    6.1 Наброски фигуры человека.

    Теория: Пропорции и характер фигуры человека.

    Практика: Построение фигуры, с соблюдением пропорций натуры. Компоновка в листе 2х фигур в разных положениях (стоя и сидя).

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

    6.2 Тематический натюрморт.

    Теория: Передача пространства в натюрморте.

    Практика: Построение предметов, компоновка в листе. Передача пространства и тона в натюрморте.

    Материалы: угольный карандаш, соус

    Формат: А-3

    6.3 Контрольное задание. Произвольная конструкция из призматических форм с вырезами.

    Теория: Закрепление полученных знаний, умений и навыков на прошлом уроке.

    Практика: Детям предлагается в центральной перспективе построить призму, а затем достроить ее еще разными по размеру призмами, сделать в них вырезы призматической формы. Используя линию показать объем предметов и пространство.

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

    6.4 Контрольный натюрморт.

    Практика:  Компоновка в листе. Построение предметов, компоновка в листе. Общий тон предметов. Объем и пространство в натюрморте (свето-тоновые отношения).

    Материалы: карандаш

    Формат: А-3

  • Живопись

    Модуль ЖИВОПИСЬ

    1.                     Введение в предмет «Живопись»

    1.1 Беседа.

    Теория: Рассказ о красках и кистях, о том какие они бывают. Преподаватель рассказывает о принадлежностях «настоящего» художника, наглядно демонстрирует различные виды кистей. Объясняет, для какой краски лучше подойдет та или иная кисть, а также как важна и  для чего нужна палитра.

     1.2 «Цвет. Мазок. Пятно». Упражнения.

    Практика: Изображение  в виде кругов (пятен) основные и дополнительные цвета. Смешение цветов и оттенков.

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

    1.3  «Осенние цветы». Этюды с натуры.

    Теория: Закрепление полученных знаний, умений и навыков на прошлом уроке.

    Практика: Развитие цвето-тоновых ощущений. Получение цветовых оттенков. Палитра. Механическое смещение. Выполнение наброска цветов.

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

    1.4 «Осенний пейзаж»

    Теория: Смешивание теплых оттенков.

    Практика: Компоновка в листе, выбранного сюжета. Смешение теплых оттенков.

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

     1.5 «Домашние животные». Этюды в технике «по-сырому».

    Теория: особенности построения пропорций и характера движения животного. Знакомство с техникой «по-сырому».

    Практика: Задание выполняется с натуры или по представлению. С предварительным рисунком или без него. Используем прием «вливания цвета в цвет» по предварительно смоченному водой листу.

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

    2.                     Работа с натуры.

    2.1 «Сухие цветы и листья». Работа с натуры.

    Теория: Закрепление знаний о смешении цветов.

    Практика: Компоновка  в листе. Выполнение этюда, активно используя палитру для получения необходимых оттенков цвета. Выделение переднего плана. Передача цветовых контрастов и нюансов. Использование акварельных техник для передачи цветовых оттенков.

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

    2.2 Фрукты и овощи на контрастном фоне.

    Теория: Знакомство с техникой «пуантель». Оптическое смешение красок.

    Практика: Выполнение  натюрморта, используя чистые краски, применяя эффект оптического смешения цветов, большое внимание уделяя цветовым контрастам.

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

    3.                     Гризайль

    3.1 Этюд фигуры. Гризайль.

    Теория: Получение знаний о тоновой градации. Передача изменения тона в зависимости от освещения. Прием лессировки.

    Практика: Выполнение наброска, компоновка его в листе. Лессировка.

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

    3.2 Бумажный рельеф. Гризайль.

    Теория: Закрепление полученных знаний о тоне и его применении в живописи.

    Практика:  Закомпоновать в листе  установленный лист формата А3, сложенный на 4 части (получаем 4 грани). Применение техники «гризайль». Передача простейшего рельефа тоном. Выделение переднего плана. Тоновой контраст.

    Материалы: гуашь

    Формат: А-3

    4.                     Контрастная гармония.

    4.1 Наброски по цветовой основе

    Практика: Сочетание живописного и графического изображения. Передача цветового строя. Выполнение наброска кистью следующим образом:

    Детям предлагается заполнить лист в определенной цветовой гамме (теплой, холодной, контрастной, сближенной). Затем по подготовленному фону, используя графические возможности кисти (линия, пятно, точка) выполнить наброски цветов, трав, несложный пейзаж и т.д., подбирая подходящую цветовую гамму.

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

    4.2 Цвет в пространстве.

    Теория: Цвет  в пространстве: цвет приближающий, цвет удаляющий.

    Практика: Используя свойства цвета приближать или удалять, выполнить эту работу. К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения — выступающим, относятся главным образом теплые цвета, а к отступающим (удаляющим), кажущимися дальше своего фактического расположения на плоскости, - холодные цвета. Используя это явление попробовать выполнить пейзаж по воображению.Хочу такой сайт

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

    4.3 Цветовой контраст, цветовой нюанс. Упражнения.

    Теория: Понятия «контраст» и «нюанс».

    Практика: Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов (усиливается или тускнеет). Нюанс противоположен контрасту. Здесь различие по всем показателям менее выражено, наоборот, все отношения смягчаются. Нюанс подразумевает едва уловимые оттенки. Выполнить на одном листе упражнения на цветовой контраст - жара и холод, на цветовой нюанс - туман.

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

    5.                     Натюрморт.

     5.1 «Мой» натюрморт»

    Теория: Законы композиции. Варианты компоновки.

    Практика: Изобразить «свой» натюрморт из предложенных на выбор предметов натюрморта следующим образом:

    Перед учащимися ставится множество предметов, например: ваза, горшок, несколько фруктов, цветы и другие различные предметы быта, таким образом, чтобы все предметы были хорошо видны. После чего, каждый учащийся индивидуально выбирает себе от 3х до 5ти предметов и зарисовывает их, закомпоновав на листе бумаги.

    Материалы: гуашь, акварель

    Формат: А-3

    5.2 Натюрморт с коричневыми горшками.

    Теория: Тональность предметов.

    Практика: Построение предметов, компоновка в листе. Натюрморт состоит из предметов, близких по цвету, но разных по тону.  

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

     5.3 «Мягкая игрушка»

    Теория: Передача фактуры.

    Практика: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Написать натюрморт, определив точно цвето-тоновые отношения и попытаться передать фактуру материала, из которого состоит игрушка.

    Материалы: гуашь

    Формат: А-3

    5.4 Натюрморт из нескольких предметов на уровне глаз.

    Теория: Контрасты переднего плана, нюансы дальнего плана.

    Практика: Выполнение рисунка тонкими линиями: прорисовывание невидимых частей предметов, границы света и тени. Нанесение основного цвета предметов, соблюдая тональные изменения цвета на свету и в тени. Завершение работы. Прорисовка деталей, обобщение, цветовое решение натюрморта для достижения цельности.

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

    6.                     Гармония в цвете.

    6.1 Поясной портрет на фоне пейзажа или в интерьере.

    Теория: Передача пространства цветом.

    Практика: Закомпоновать фигуру на фоне окна с подоконником.  Сделать зарисовку под живопись. Контрастно ярко пишем портрет и мягко на нюансах окно и вид из него.

    Материалы: гуашь

    Формат: А-3

    6.2 «Весенний пейзаж». Этюды.

    Практика: Выполнение рисунка композиции пейзажа. Рисунок кистью выполняется легко и свободно, как правило, используется краска теплого или холодного цвета в зависимости от колорита картины. Прокладка основного цвета неба, кроны деревьев. Следим за передачей верных тональных и цветовых отношений. Прорисовка деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

    6.3 Этюды фигуры человека.

    Теория:  Быстрые зарисовки фигуры. Приемы.

    Практика: Выполнение рисунка кистью. Намечается общая форма, пропорции фигуры и её положение в пространстве. Прокладка основного (локального) цвета фигуры, соблюдение верных тональных и цветовых отношений. Прорисовка деталей, обобщение и завершение работы.

    Материалы: акварель

    Формат А-3

    6.4 Натюрморт с натуры. Контрольное задание.

    Практика: Выполнение рисунка: компоновка в листе, конструктивное построение предметов в листе. Цвето-тоновые отношения предметов, передача пространства.

    Материалы: акварель

    Формат: А-3

  • Композиция

    Модуль КОМПОЗИЦИЯ

    1.                     Введение.

    1.1 «Что изучает предмет «Композиция». Вводное занятие.

    Теория: Знакомство с деятельностью на дисциплине композиция. Знакомство учащихся с многогранностью понятия композиции на примере произведений изобразительного искусства. Организация рабочего места.

    1.2 Упражнения по композиции.

    Практика: Компоновка в листе изображения цветов, фигурок бабочек, жучков (как бы «посадить их на цветы»).

    Материалы: цветные карандаши, мелки, фломастеры (по выбору)

    Формат: А-3

    2.                     Цвет в пространстве.

    2.1 «Подсолнух»

    Теория: Знакомство с законом о соразмерности. Знакомство с приемами передачи пространства.

    Практика: Изобразить подсолнухи таким образом: самые ближние – самые большие, на переднем плане 2-3 подсолнуха, чем дальше – тем меньше размер подсолнуха и тем больше их помещается в листе. Написать подсолнуховое поле с учетом передачи пространства.

    Материалы: гуашь

    Формат: А-3

    2.2 Пейзаж.

    Теория: Знакомство с техникой аппликации.

    Практика:  Выполнение рисунка карандашом. Используем цветную бумагу (как можно больше цветовых оттенков), а также другие цветные кусочки, например, от обоев или фантиков, фольгу.

    Материалы: клей, цветная бумага, обои, фантики и т.д.

    Формат: А-3

    3.     Правила композиции.

    3.1 Свободная тема. Фраттаж.

    Теория: Понятие «фраттаж».

    Практика: Использование фактурных свойств материалов для декоративной стилизации (ткань, картон, клей). На бумагу наносится рисунок, затем каждый элемент рисунка заклеивается разно-фактурными материалами, и покрывается одной или несколькими красками. Сверху накладывается чистый лист и прокатывается, полученный оттиск и будет окончанием работы.

    Материалы: бумага, картон, ткань, клей, гуашь.

    Формат: А-3

    3.2 Геометрический узор в квадрате.

    Теория: Знакомство с симметрией. Центральная симметрия. Цветовое, тоновое равновесие.

    Практика: Построение квадрата. Деление его пополам вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями. Деление отрезков на части. Проведение дуг и окружностей. Каждый придумывает свой узор в квадрате.

    Материалы: гуашь

    Формат: А-3

    3.3 Иллюстрация к сказке (по выбору).

    Теория: Соответствие изобразительных средств литературному стилю произведения. Передача карикатурных черт главных героев.

    Практика: Главное и второстепенное в композиции. Значение формы и цвета в композиции. Выделение смыслового центра композиции.

    Материалы: гуашь, цветные карандаши

    Формат: А-3

    3.4 Новогодние маски.

    Теория: Маски и их история возникновения. Какими они бывают. Секреты их создания.

    Практика: Создание сказочного (фантастического) образа. Нарисовать основные элементы: глаза, нос, рот. Придумать рисунок и другие элементы, присущие данному изображению.

    Материалы: гуашь, пастель, цветные карандаши, фломастеры (по выбору).

    Формат: А-3

    4.     Композиционные приемы. Длительная работа над композицией.

    4.1 Грустное и веселое (работа по воображению).

    Теория: Передача настроения средствами композиции.

    Практика: Выполнение упражнений, используя свойства формата и цвета. Цвет, как носитель определенного характера, настроения, чувства. Предлагается выполнить две композиции, например: «Веселый и грустный клоун», «Веселый и грустный день» и т.п.

    Материалы: гуашь

    Формат: А-3

     4.2 «Красный дракон»

    Теория: Применение законов композиции: закон контрастов, закон соразмерности и масштабности. Оттенки красного цвета.

    Практика: Создание выразительного образа. Составить композицию с резким различием по форме, цвету, тону, фактуре.

    Материалы: гуашь

    Формат: А-3

    4.3  «Гулливер в стране великанов»

    Теория:  Закрепление понятия «формат». Масштаб.

    Практика: Составить композицию с большим различием по величине. Выделить главное с помощью цвета, тона, размера. Соразмерность элементов. Самостоятельное использование изученных композиционных законов.

    Материалы: гуашь

    Формат: А-2

    4.4 Натюрморт.

    Теория:  Беседа об истории возникновения натюрмортного жанра. Аппликация.

    Практика: Композиция в натюрморте. Сопоставление предметов, согласованность или контраст фактур, форм цвета. Перспективное сокращение. Компоновка натюрморта в формате. Выполнение работы в технике коллаж или аппликация.

    Материалы: цветная бумага, клей, ножницы

    Формат: А-3

     4.5 «Сорока» (контрольная работа).

    Теория: Знакомство со стилизацией.

    Практика: Создание образа по поводу натуры. Линия, пятно - изобразительно-выразительные средства. Самостоятельный выбор графических средств для стилизации. Перевод рисунка реальной птицы в декоративное изображение.

    Материалы: гелиевая ручка

    Формат: А-3

     4.6 «Пожар», «Погоня»

    Теория: Динамика в композиции. Композиционный центр.

    Практика: Поиск композиционных решений. Передача стремительного движения. Самостоятельный выбор цветовой гаммы, приемов выделения композиционного центра.

    Материалы: гуашь

    Формат: А-2

  • Скульптура

    Модуль СКУЛЬПТУРА

    1.     Творческая скульптура.

    1.1 Вводное занятие. Упражнения.

    Теория: Восстановление и закрепление навыков работы с пластилином. Практика: Основные формы, применяемые для лепки:  шар, кубик, блин, капелька, цилиндр и т.д. Отработка навыков работы с пластилином.

    Материал: цветной пластилин

    1.2 Творческая работа на морскую тему. Пластилиновая живопись. 

    Практика: Работа с цветным пластилином. Плоская скульптура. Пластилиновая живопись.

    Материал: цветной пластилин

    1.3  «Сказочная история». Пластилиновая живопись.

    Теория: Закрепление знаний о пластилиновой живописи.

    Практика: Лепка сказки по воображению.

    Материал: цветной пластилин

    1.4 Творческая работа по дымковским мотивам. Лепка человечков.

    Теория: Закрепление знаний об объемной скульптуре. Знакомство с лепкой на каркасе.

    Практика: Лепка человечков по дымковским мотивам.

    Материал: цветной пластилин, скульптурный пластилин, бутылка (каркас)

    1.5 Творческая работа на анималистическую тему.

    Теория: Знакомство с анималистическим жанром в скульптуре.

    Практика: Лепка любого животного или нескольких животных. Максимально точно передать пластику и особенности этого животного. Плоская скульптура.

    Материал: цветной пластилин

Практики

  • Нет

Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Применяется

Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий Документ подписан электронной подписью Серийный номер 176382614773150070335747769939328150673109022240 Директор/Заведующий Сотникова Жанна Маратовна Дата подписания документа 04.07.2023 11:10:26 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».