Дополнительная общеразвивающая программа Подготовка детей к обучению в ДШИ на художественном отделении Возраст детей-9 лет

9

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Пояснительная записка
Цели и задачи
Содержание программы
Планируемые результаты реализации программы
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

2

1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа в области художественного
искусства «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на
художественном отделении» для обучающихся в возрасте 9 лет разработана МБУ
ДО «Детская школа искусств» (далее – Школа) на основе Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа
Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018г. «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП» и с учетом
Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах
искусств по видам искусств, направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01- 39/06-ГИ.
Направленность программы «Подготовка детей к обучению в детской школе
искусств на художественном отделении» - художественная.
Актуальность программы состоит в том, что при освоении данной
программы учащиеся получают сведения о построении предметов, перспективе,
нарабатывают навыки штриховки, а так же учатся:
- передавать объем и разбирать предметы по тону и цвету, смешиванию
сложных оттенков цветов, различать тон краски, создавать мрачные и нежные,
контрастные и сближенные, насыщенные и ненасыщенные цветовые гаммы,
отрабатывают навыки работы с различными приемами гуашевой и акварельной
живописи;
- пользоваться выразительными возможностями цвета при воплощении своих
творческих замыслов;
- создавать в работе цветовое единство, передавая объемы предметов,
пространство, тоновые и цветовые контрасты;
- компоновать и видеть натуру, изображать ее правдиво и точно, добиваясь
силы цвета, точности свето-тоновых отношений.
Отличительная особенность программы
Программа нацелена на развитие воображения, фантазии и моторики
ребенка, формирование образного мышления.
Основная идея, на которой базируется программа – это начальная подготовка
(1 ступень) учащихся к обучению по предпрофессиональной программе
«Живопись».
Программа нацелена на работу над сюжетно-тематической композицией,
развитие воображения и моторики ребенка, формирование художественнообразного мышления.
Педагог, воздействуя на младшего школьника, руководствуется специальной
системой обучения и воспитания, выдержанной в содержании программных
знаний, умений и навыков, в планах и мероприятиях по воспитательной работе.
Эти воздействия носят объективный характер, здесь ребенок выступает в роли
объекта воспитания. Программы обучения и воспитания предусматривают
определенный уровень интеллектуального, нравственного, эстетического,
трудового, физического развития младшего школьника. Если учебная деятельность
детей проводится без учета возрастных особенностей детей этого возраста, то уже
3

к концу учебного года наблюдается падение интереса к учению. В младшем
школьном возрасте ребенок формируется всесторонне. Нельзя считать, что главное
для него – учебная деятельность, показатели успеваемости, а все остальное
прилагается. Главное в формировании личности обучающегося – взаимосвязь
умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
Характерные особенности младшего школьного возраста:
- высокий уровень активности;
- значимая награда – похвала;
- рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на
чем-то определенном);
- требуют в постоянной деятельности и внимания;
- бурно проявляют эмоции;
- достаточно часто проявление беспокойного состояния;
- при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида
деятельности.
Качество реализации программы в области художественного искусства
«Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на художественном
отделении» для обучающихся в возрасте 9 лет
обеспечивается за счет
доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных
представителей) содержания; наличия комфортной развивающей образовательной
среды; наличия качественного состава педагогических работников, имеющих
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемого учебного предмета.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 9 лет.
Режим занятий
Объем учебной нагрузки, запланированный на период обучения, составляет
272 часа.
Объем учебной нагрузки в неделю составляет 8 часов. Количество учебных
недель – 34. Предметы «Рисунок», «Живопись», «Скульптура» и «Композиция»
проводятся три раза в неделю по 2 урока. Продолжительность урока составляет 40
минут.
Занятия осуществляются в форме групповых занятий, численностью от 4 до
12 человек.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
художественного искусства – 1 год.
Содержание и материал дополнительной общеразвивающей программы в
области художественного искусства имеют базовый уровень.
Форма обучения – групповая.
Виды занятий - практические занятия.
Формы подведения результатов – дифференцированный просмотр.

4

2.

Цели и задачи программы

Цель программы:
- развитие творческого потенциала ребенка средствами изобразительного
искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучить теоретическим и практическим основам изобразительной грамоты;
- обучить владению различными художественными материалами;
- научить организовывать пространство листа, передавать форму, цвет и
объем предметов.
Развивающие:
- развивать наблюдательность;
- развивать зрительную память и воображение;
- развивать навыки владения рукой;
- развивать аккуратность, точность, трудолюбие;
- развивать чувство красоты и гармонии через формирование интереса к
окружающему миру.
Воспитательные:
- воспитывать творческое, созидательное отношение к окружающему миру;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать эстетический и художественный вкус;
- воспитывать чувство уважения к собственному и чужому труду.
3.
Содержание программы
При реализации предметных программ с нормативным сроком обучения 1
год общая трудоемкость модулей распределяется следующим образом:
N
п/п

Наименование
учебного
предмета

Кол-во
аудиторных
часов в
неделю

Кол-во
недель

Общее
кол-во часов в
год

Аттестация (по четвертям)
Промежуточная

Итоговая

I

Учебные
предметы
художественнотворческой
подготовки

1

РИСУНОК

2

34

68

I, II, III, IV

IV

2

ЖИВОПИСЬ

2

34

68

I, II, III, IV

IV

3

КОМПОЗИЦИЯ

2

34

68

I, II, III, IV

IV

4

СКУЛЬПТУРА

2

34

68

I, II, III, IV

IV

Всего:

8

272

5

Учебный (тематический) план
№
п/п

1.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов
всего

1.1

Введение в предмет
«Рисунок»
Беседа.

1.2
1.3

теория

Формы аттестации/контроля

практика

Модуль РИСУНОК
6
2,5
3,5
Ответы на вопросы
преподавателя.
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания

1

1

-

«Штрих»

1

0,5

0,5

«Зарисовки деревьев,
цветов с натуры»
Работа с натуры. Объем
«Ваза»

4

1

3

8
4

2
1

6
3

«Осенний натюрморт
(овощи, фрукты)»
Зарисовки по памяти
Упражнения на развитие
памяти. Зарисовки.

4

1

3

2
2

-

2
2

Технические приемы в
освоении предмета
«Рисунок»
Построение окружности и
полуокружности в квадрате

18

5

13

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания

6

2

4

Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.

4

1

4

Контроль за выполнением
практического задания

14
2

5
1

9
1

5.2

Натюрморт из 2-х
предметов.
Сопряжение. Симметрия.
Работа по гипсовому
образцу.
Наброски и зарисовки
животных с натуры.
Знакомство с перспективой
Упражнение. Знакомство с
линейной перспективой по
одной точке схода
«Коробок и буквы»

6

2

4

5.3

«Улица»

6

2

4

6.

Тональный, длительный
рисунок
Наброски фигуры человека

20

3

17

4

1

3

2.
2.1
2.2
3.
3.1
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
5.
5.1

6.1

6

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.

Контроль за выполнением
практического задания.

Просмотр работ.

6.2

Тематический натюрморт

4

1

3

6.3

Контрольное задание.
Произвольная конструкция
из призматических форм с
вырезами
Контрольный натюрморт

6

1

5

6

-

6

6.4

1.
1.1

Введение в предмет
«Живопись»
Беседа.

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания

Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.

Модуль ЖИВОПИСЬ
8
2,5
5,5
Ответы на вопросы
преподавателя
Контроль за выполнением
практического задания

1

1

-

«Цвет. Мазок. Пятно».
Упражнение.
«Осенние цветы». Этюды с
натуры.
«Осенний пейзаж»

1

-

1

2

0,5

1,5

Контроль за выполнением
практического задания

2

0,5

1,5

«Домашние животные».
Этюды в технике «посырому».
Работа с натуры
«Сухие цветы и листья».
Работа с натуры.
Фрукты и овощи на
контрастном фоне

2

0,5

1,5

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания

8
4

2
1

6
3

4

1

3

3.
3.1

Гризайль
Этюд фигуры. Гризайль.

8
4

2
1

6
3

3.2

Бумажный рельеф.
Гризайль.
Контрастная гармония
Наброски по цветовой
основе
Цвет в пространстве

4

1

3

10
2

2
-

8
2

4

1

3

4

1

3

18
6

4
1

14
5

1.2
1.3
1.4
1.5
2.
2.1
2.2

4.
4.1
4.2
4.3
5.
5.1

Цветовой контраст,
цветовой нюанс.
Упражнение.
Натюрморт
«Мой» натюрморт»

7

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания

Контроль за выполнением

5.2

практического задания
Контроль за выполнением
практического задания

Натюрморт с коричневыми
горшками
«Мягкая игрушка»

4

1

3

4

1

3

5.4

Натюрморт из нескольких
предметов на уровне глаз

4

1

3

6.
6.1

Гармония в цвете
Поясной портрет на фоне
пейзажа или в интерьере
«Весенний пейзаж».
Этюды.
Этюды фигуры человека

16
6

1,5
1

14,5
5

2

-

2

Контроль за выполнением
практического задания

2

0,5

1,5

Натюрморт с натуры.
Контрольное задание

6

-

6

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.

5.3

6.2
6.3
6.4

1.
1.1
1.2
2.
2.1

Модуль КОМПОЗИЦИЯ
Введение
2
1
1
«Что изучает предмет
1
1
«Композиция». Вводное
занятие
Упражнения по
1
1
композиции
Цвет в пространстве
12
2
10
«Подсолнух»
6
1
5

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания

Ответы на вопросы
преподавателя
Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.

2.2

Пейзаж

6

1

5

3.
3.1

Правила композиции
Свободная тема. Фраттаж.

18
6

4
1

14
5

3.2

Геометрический узор в
квадрате
Иллюстрация к сказке (по
выбору)
Новогодние маски

4

1

3

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания.

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.

Композиционные приемы.
Длительная работа над
композицией
Грустное и веселое (работа
по воображению)
«Красный дракон»

36

6

30

6

1

5

Контроль за выполнением
практического задания.

6

1

5

Контроль за выполнением

3.3
3.4
4.
4.1
4.2

8

Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.

4.3

«Гулливер в стране
великанов»

8

1

7

4.4

Натюрморт

4

1

3

4.5

«Сорока» (контрольная
работа)
«Пожар», «Погоня»

6

1

5

6

1

5

4.6

1
1.1

Модуль СКУЛЬПТУРА
Пластичные упражнения
17
4
13
«Вводное занятие.
4
1
3
Упражнения»

практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.
Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.
Просмотр работ.

Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания
Контроль за выполнением
практического задания

1.2

«Дымка. Лепка барышни»

4

1

3

1.3

«Потягивающаяся кошка»

4

1

3

1.4

«Фантастический плод»

4

1

4

2

17

4

13

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания.

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания.

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания.

4

1

4

Контроль за выполнением
практического задания.

3

Рельеф.
«Виды рельефа. Барельеф.
Натюрморт»
«Виды рельефа. Горельеф.
Ваза»
«Пейзаж. Пластилиновая
живопись»
«Творческая композиция
на свободную тему»
Круглая скульптура.

17

4

13

3.1

«Слон»

4

1

3

3.2

«Шагающий Медведь»

4

1

3

3.3

«Заяц и лиса. Сюжет»

4

1

3

Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.

4

1

4

Контроль за выполнением
практического задания.

17

4

13

2.1
2.2
2.3
2.4

3.4
4.

«Творческая композиция
на свободную тему.
Сюжет»
«Многофигурная
композиция. Круглая
скульптура»

4.1

«Фарфоровые гномы»

4

1

3

4.2

«Дед Мороз и Снегурочка»

6

1

5

4.3

«Многофигурная

6

1

6

9

Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением
практического задания.
Контроль за выполнением

композиция по
произведению. Сюжет»
ИТОГО:

практического задания.

272

58

214

Содержание учебного (тематического) плана
Модуль РИСУНОК
1.
Введение в предмет «Рисунок»
1.1 Беседа.
Теория: Познакомить учащихся с предметом «Рисунок». Рассказ о предмете, о его
значимости, о материалах, которые используются (карандаши и какие они бывают,
сангина, уголь, пастель).
1.2 «Штрих»
Теория: Понятие «штрих», каким он бывает. Варианты штриховки на практике.
Практика: Разделить лист на 4 части. В каждой из частей попробовать разные
варианты штриховки разными по мягкости карандашами.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
1.3 «Зарисовки деревьев, цветов с натуры»
Теория: Работа с натуры. Особенности работы с натуры.
Практика: Зарисовка деревьев и растений с натуры. Компоновка в листе.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
2.
Работа с натуры. Объем.
2.1 «Ваза»
Теория: Построение предмета (вазы). Дать понятие об объеме предметов.
Практика: Построение вазы. Компоновка ее в листе. Объем предмета. Штрих
положить по форме вазы.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
2.2 «Осенний натюрморт (овощи, фрукты)»
Теория: Использование свойств мягких материалов при передаче тона, объема и
пространства.
Практика: Тональная работа осеннего натюрморта. Построение предметов.
Компоновка в листе. Выполняется натюрморт из 3-х предметов с передачей тона,
объема, пространства.
Материалы: уголь, сангина
Формат: А-3
3.
Зарисовки по памяти
3.1 Упражнения на развитие памяти. Зарисовки.
Практика: На столе устанавливается 3 бытовых предмета в основе строения
формы, которых лежат комбинации только двух простых геометрических тел,
например: шар и конус, призма и пирамида. Детям предлагается внимательно
рассмотреть и сравнить предметы между собой, запомнить их характерные черты.
10

Затем предметы убираются, и детям предлагается по памяти воспроизвести их на
листе. Наброски выполняются линией или штрихом.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
4.
Технические приемы в освоении предмета «Рисунок»
4.1 Построение окружности и полуокружности в квадрате.
Теория: Построение окружностей. Вписывание ее в квадрат.
Практика: Задание рассчитано на отработку координации глаза, мозга и руки и
приобретения навыков построения квадрата, деления его осевыми и диагоналями и
вписывания окружности в квадрат. Развитие технических навыков в рисунке.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
4.2 Натюрморт их 2-х предметов.
Теория: Метод визирования.
Практика: Построение предметов. Компоновка в листе. Тональная работа над
натюрмортом.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
4.3 Сопряжение. Симметрия. Работа по гипсовому образцу.
Теория: Правило симметрии. Построение симметричных предметов.
Практика: За основу берется гипсовый рельеф (несложный). Разбирается
конструкция рельефа. Так как в основе гипсовой плиты лежит квадрат, первое, что
дети делают, строят квадрат и проводят диагональ, ищут центр. Затем строят
крупные составные части рельефа и плавными линиями выстраивают силуэт
рельефа.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
4.4 Наброски и зарисовки животных с натуры.
Теория: Передача характера и пропорций натуры.
Практика: Установить в классе чучело животного (белка). Изобразить животное,
начиная с линий направления головы, тела, лап. На каждой линии изображаем
круг. После этого постепенно объединяем изображение в единый силуэт
животного, прорабатываем детали. Штрих.
Материалы: карандаш
Формат: А-4
5.
Знакомство с перспективой.
5.1 Упражнения. Знакомство с линейной перспективой по одной точке схода.
Теория: Знакомство с линейной перспективой по одной точке схода.
Практика: Формат делим горизонтальной линией пополам, а линия будет линией
горизонта. На линии горизонта (в ее центре) ставим точку, которая будет точкой
схода. Затем выше и ниже линии горизонта рисуем плоскость в пространстве,
затем две пересекающиеся плоскости в пространстве.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
5.2 «Коробок и буквы»
11

Теория: Перспективное построение предметов призматической формы.
Практика: Формат делим линией горизонта пополам, в середине ставим точку
схода. Строим предметы призматической формы выше и ниже линии горизонта.
Вписываем в них буквы, выстраиваем все элементы букв с учетом центральной
перспективы. Штрих.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
5.3 «Улица»
Теория: Линейная и воздушная перспектива.
Практика: Выполнение рисунка улицы с учетом линейной и воздушной
перспективы. При взгляде вдоль улицы, расположенной на ровном месте, мы
видим многие, удаляющиеся в глубину линии, сходящиеся в центральной точке
схода. Границы карнизов, окон и тротуаров, перпендикулярных к основному
направлению улицы, изображаются во фронтальном положении, то есть
параллельно основанию картинной плоскости. Направленные в глубину картины
карнизы главного фасада здания, ряды фонарей и ограничивающие тротуар
сходятся в главной точке схода на горизонте. По мере удаления от зрителя
последовательно уменьшается высота пилястр и столбов.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
6. Тональный, длительный рисунок
6.1 Наброски фигуры человека.
Теория: Пропорции и характер фигуры человека.
Практика: Построение фигуры, с соблюдением пропорций натуры. Компоновка в
листе 2х фигур в разных положениях (стоя и сидя).
Материалы: карандаш
Формат: А-3
6.2 Тематический натюрморт.
Теория: Передача пространства в натюрморте.
Практика: Построение предметов, компоновка в листе. Передача пространства и
тона в натюрморте.
Материалы: угольный карандаш, соус
Формат: А-3
6.3 Контрольное задание. Произвольная конструкция из призматических форм
с вырезами.
Теория: Закрепление полученных знаний, умений и навыков на прошлом уроке.
Практика: Детям предлагается в центральной перспективе построить призму, а
затем достроить ее еще разными по размеру призмами, сделать в них вырезы
призматической формы. Используя линию показать объем предметов и
пространство.
Материалы: карандаш
Формат: А-3
6.4 Контрольный натюрморт.

12

Практика: Компоновка в листе. Построение предметов, компоновка в листе.
Общий тон предметов. Объем и пространство в натюрморте (свето-тоновые
отношения).
Материалы: карандаш
Формат: А-3
Модуль ЖИВОПИСЬ
1.
Введение в предмет «Живопись»
1.1 Беседа.
Теория: Рассказ о красках и кистях, о том какие они бывают. Преподаватель
рассказывает о принадлежностях «настоящего» художника, наглядно
демонстрирует различные виды кистей. Объясняет, для какой краски лучше
подойдет та или иная кисть, а также как важна и для чего нужна палитра.
1.2 «Цвет. Мазок. Пятно». Упражнения.
Практика: Изображение в виде кругов (пятен) основные и дополнительные цвета.
Смешение цветов и оттенков.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.3 «Осенние цветы». Этюды с натуры.
Теория: Закрепление полученных знаний, умений и навыков на прошлом уроке.
Практика: Развитие цвето-тоновых ощущений. Получение цветовых оттенков.
Палитра. Механическое смещение. Выполнение наброска цветов.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.4 «Осенний пейзаж»
Теория: Смешивание теплых оттенков.
Практика: Компоновка в листе, выбранного сюжета. Смешение теплых оттенков.
Материалы: акварель
Формат: А-3
1.5 «Домашние животные». Этюды в технике «по-сырому».
Теория: особенности построения пропорций и характера движения животного.
Знакомство с техникой «по-сырому».
Практика: Задание выполняется с натуры или по представлению. С
предварительным рисунком или без него. Используем прием «вливания цвета в
цвет» по предварительно смоченному водой листу.
Материалы: акварель
Формат: А-3
2.
Работа с натуры.
2.1 «Сухие цветы и листья». Работа с натуры.
Теория: Закрепление знаний о смешении цветов.
Практика: Компоновка в листе. Выполнение этюда, активно используя палитру
для получения необходимых оттенков цвета. Выделение переднего плана.
Передача цветовых контрастов и нюансов. Использование акварельных техник для
передачи цветовых оттенков.
Материалы: акварель
Формат: А-3
13

2.2 Фрукты и овощи на контрастном фоне.
Теория: Знакомство с техникой «пуантель». Оптическое смешение красок.
Практика: Выполнение натюрморта, используя чистые краски, применяя эффект
оптического смешения цветов, большое внимание уделяя цветовым контрастам.
Материалы: акварель
Формат: А-3
3.
Гризайль
3.1 Этюд фигуры. Гризайль.
Теория: Получение знаний о тоновой градации. Передача изменения тона в
зависимости от освещения. Прием лессировки.
Практика: Выполнение наброска, компоновка его в листе. Лессировка.
Материалы: акварель
Формат: А-3
3.2 Бумажный рельеф. Гризайль.
Теория: Закрепление полученных знаний о тоне и его применении в живописи.
Практика: Закомпоновать в листе установленный лист формата А3, сложенный
на 4 части (получаем 4 грани). Применение техники «гризайль». Передача
простейшего рельефа тоном. Выделение переднего плана. Тоновой контраст.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
4.
Контрастная гармония.
4.1 Наброски по цветовой основе
Практика: Сочетание живописного и графического изображения. Передача
цветового строя. Выполнение наброска кистью следующим образом:
Детям предлагается заполнить лист в определенной цветовой гамме (теплой,
холодной, контрастной, сближенной). Затем по подготовленному фону,
используя графические возможности кисти (линия, пятно, точка) выполнить
наброски цветов, трав, несложный пейзаж и т.д., подбирая подходящую
цветовую гамму.
Материалы: акварель
Формат: А-3
4.2 Цвет в пространстве.
Теория: Цвет в пространстве: цвет приближающий, цвет удаляющий.
Практика: Используя свойства цвета приближать или удалять, выполнить эту
работу. К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения —
выступающим, относятся главным образом теплые цвета, а к отступающим
(удаляющим), кажущимися дальше своего фактического расположения на
плоскости, - холодные цвета. Используя это явление попробовать выполнить
пейзаж по воображению.
Материалы: акварель
Формат: А-3
4.3 Цветовой контраст, цветовой нюанс. Упражнения.
Теория: Понятия «контраст» и «нюанс».
Практика: Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется
под влиянием других, окружающих его цветов (усиливается или тускнеет). Нюанс
14

противоположен контрасту. Здесь различие по всем показателям менее выражено,
наоборот, все отношения смягчаются. Нюанс подразумевает едва уловимые
оттенки. Выполнить на одном листе упражнения на цветовой контраст - жара и
холод, на цветовой нюанс - туман.
Материалы: акварель
Формат: А-3
5.
Натюрморт.
5.1 «Мой» натюрморт»
Теория: Законы композиции. Варианты компоновки.
Практика: Изобразить «свой» натюрморт из предложенных на выбор предметов
натюрморта следующим образом:
Перед учащимися ставится множество предметов, например: ваза, горшок,
несколько фруктов, цветы и другие различные предметы быта, таким образом,
чтобы все предметы были хорошо видны. После чего, каждый учащийся
индивидуально выбирает себе от 3х до 5ти предметов и зарисовывает их,
закомпоновав на листе бумаги.
Материалы: гуашь, акварель
Формат: А-3
5.2 Натюрморт с коричневыми горшками.
Теория: Тональность предметов.
Практика: Построение предметов, компоновка в листе. Натюрморт состоит из
предметов, близких по цвету, но разных по тону.
Материалы: акварель
Формат: А-3
5.3 «Мягкая игрушка»
Теория: Передача фактуры.
Практика: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Написать натюрморт,
определив точно цвето-тоновые отношения и попытаться передать фактуру
материала, из которого состоит игрушка.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
5.4 Натюрморт из нескольких предметов на уровне глаз.
Теория: Контрасты переднего плана, нюансы дальнего плана.
Практика: Выполнение рисунка тонкими линиями: прорисовывание невидимых
частей предметов, границы света и тени. Нанесение основного цвета предметов,
соблюдая тональные изменения цвета на свету и в тени. Завершение работы.
Прорисовка деталей, обобщение, цветовое решение натюрморта для достижения
цельности.
Материалы: акварель
Формат: А-3
6.
Гармония в цвете.
6.1 Поясной портрет на фоне пейзажа или в интерьере.
Теория: Передача пространства цветом.

15

Практика: Закомпоновать фигуру на фоне окна с подоконником. Сделать
зарисовку под живопись. Контрастно ярко пишем портрет и мягко на нюансах окно
и вид из него.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
6.2 «Весенний пейзаж». Этюды.
Практика: Выполнение рисунка композиции пейзажа. Рисунок кистью
выполняется легко и свободно, как правило, используется краска теплого или
холодного цвета в зависимости от колорита картины. Прокладка основного цвета
неба, кроны деревьев. Следим за передачей верных тональных и цветовых
отношений. Прорисовка деталей, обобщение и завершение работы. Достижение
колористического единства пейзажа.
Материалы: акварель
Формат: А-3
6.3 Этюды фигуры человека.
Теория: Быстрые зарисовки фигуры. Приемы.
Практика: Выполнение рисунка кистью. Намечается общая форма, пропорции
фигуры и её положение в пространстве. Прокладка основного (локального) цвета
фигуры, соблюдение верных тональных и цветовых отношений. Прорисовка
деталей, обобщение и завершение работы.
Материалы: акварель
Формат А-3
6.4 Натюрморт с натуры. Контрольное задание.
Практика: Выполнение рисунка: компоновка в листе, конструктивное построение
предметов в листе. Цвето-тоновые отношения предметов, передача пространства.
Материалы: акварель
Формат: А-3
Модуль КОМПОЗИЦИЯ
1.
Введение.
1.1 «Что изучает предмет «Композиция». Вводное занятие.
Теория: Знакомство с деятельностью на дисциплине композиция. Знакомство
учащихся с многогранностью понятия композиции на примере произведений
изобразительного искусства. Организация рабочего места.
1.2 Упражнения по композиции.
Практика: Компоновка в листе изображения цветов, фигурок бабочек, жучков
(как бы «посадить их на цветы»).
Материалы: цветные карандаши, мелки, фломастеры (по выбору)
Формат: А-3
2.
Цвет в пространстве.
2.1 «Подсолнух»
Теория: Знакомство с законом о соразмерности. Знакомство с приемами передачи
пространства.
Практика: Изобразить подсолнухи таким образом: самые ближние – самые
большие, на переднем плане 2-3 подсолнуха, чем дальше – тем меньше размер
16

подсолнуха и тем больше их помещается в листе. Написать подсолнуховое поле с
учетом передачи пространства.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
2.2 Пейзаж.
Теория: Знакомство с техникой аппликации.
Практика: Выполнение рисунка карандашом. Используем цветную бумагу (как
можно больше цветовых оттенков), а также другие цветные кусочки, например, от
обоев или фантиков, фольгу.
Материалы: клей, цветная бумага, обои, фантики и т.д.
Формат: А-3
3. Правила композиции.
3.1 Свободная тема. Фраттаж.
Теория: Понятие «фраттаж».
Практика: Использование фактурных свойств материалов для декоративной
стилизации (ткань, картон, клей). На бумагу наносится рисунок, затем каждый
элемент рисунка заклеивается разно-фактурными материалами, и покрывается
одной или несколькими красками. Сверху накладывается чистый лист и
прокатывается, полученный оттиск и будет окончанием работы.
Материалы: бумага, картон, ткань, клей, гуашь.
Формат: А-3
3.2 Геометрический узор в квадрате.
Теория: Знакомство с симметрией. Центральная симметрия. Цветовое, тоновое
равновесие.
Практика: Построение квадрата. Деление его пополам вертикальными,
горизонтальными и диагональными линиями. Деление отрезков на части.
Проведение дуг и окружностей. Каждый придумывает свой узор в квадрате.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
3.3 Иллюстрация к сказке (по выбору).
Теория: Соответствие изобразительных средств литературному стилю
произведения. Передача карикатурных черт главных героев.
Практика: Главное и второстепенное в композиции. Значение формы и цвета в
композиции. Выделение смыслового центра композиции.
Материалы: гуашь, цветные карандаши
Формат: А-3
3.4 Новогодние маски.
Теория: Маски и их история возникновения. Какими они бывают. Секреты их
создания.
Практика: Создание сказочного (фантастического) образа. Нарисовать основные
элементы: глаза, нос, рот. Придумать рисунок и другие элементы, присущие
данному изображению.
Материалы: гуашь, пастель, цветные карандаши, фломастеры (по выбору).
Формат: А-3
4. Композиционные приемы. Длительная работа над композицией.
17

4.1 Грустное и веселое (работа по воображению).
Теория: Передача настроения средствами композиции.
Практика: Выполнение упражнений, используя свойства формата и цвета. Цвет,
как носитель определенного характера, настроения, чувства. Предлагается
выполнить две композиции, например: «Веселый и грустный клоун», «Веселый и
грустный день» и т.п.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
4.2 «Красный дракон»
Теория: Применение законов композиции: закон контрастов, закон соразмерности
и масштабности. Оттенки красного цвета.
Практика: Создание выразительного образа. Составить композицию с резким
различием по форме, цвету, тону, фактуре.
Материалы: гуашь
Формат: А-3
4.3 «Гулливер в стране великанов»
Теория: Закрепление понятия «формат». Масштаб.
Практика: Составить композицию с большим различием по величине. Выделить
главное с помощью цвета, тона, размера. Соразмерность элементов.
Самостоятельное использование изученных композиционных законов.
Материалы: гуашь
Формат: А-2
4.4 Натюрморт.
Теория: Беседа об истории возникновения натюрмортного жанра. Аппликация.
Практика: Композиция в натюрморте. Сопоставление предметов, согласованность
или контраст фактур, форм цвета. Перспективное сокращение. Компоновка
натюрморта в формате. Выполнение работы в технике коллаж или аппликация.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы
Формат: А-3
4.5 «Сорока» (контрольная работа).
Теория: Знакомство со стилизацией.
Практика: Создание образа по поводу натуры. Линия, пятно - изобразительновыразительные средства. Самостоятельный выбор графических средств для
стилизации. Перевод рисунка реальной птицы в декоративное изображение.
Материалы: гелиевая ручка
Формат: А-3
4.6 «Пожар», «Погоня»
Теория: Динамика в композиции. Композиционный центр.
Практика: Поиск композиционных решений. Передача стремительного движения.
Самостоятельный выбор цветовой гаммы, приемов выделения композиционного
центра.
Материалы: гуашь
Формат: А-2

18

Модуль СКУЛЬПТУРА
1.
Пластичные упражнения
1.1 «Вводное занятие. Упражнения»
Теория: Восстановление и закрепление навыков работы с пластилином. Развитие
моторики.
Практика: Основные формы, применяемые для лепки: шар, кубик, блин, капелька,
цилиндр и т.д. Отработка навыков работы с пластилином.
Материал: скульптурный пластилин.
1.2 «Дымка. Лепка барышни»
Теория: Развитие творческого мышления. Пробудить интерес к народным
промыслам нашей страны.
Практика: Познакомить учащихся с различными игрушками, выполненными
народными мастерами. Рассказать последовательность ее изготовления. Выполнить
копию выразительной дымковской игрушки.
Материал: скульптурный пластилин.
1.3 «Потягивающаяся кошка»
Теория: Развитие творческого мышления. Рассказать о братьях наших меньших.
Обратить внимание на особенности кошачьей грации. Привлечь внимание к
динамике в пластике.
Практика: Вылепить грациозно динамичную форму потягивающейся кошки.
Материал: скульптурный пластилин.
1.4 «Фантастический плод»
Теория: Развитие творческого мышления. Закрепление знаний об объемной
скульптуре.
Практика: Вылепить объемную скульптуру по воображению. Придумать
фантастический фрукт/овощ.
Материал: скульптурный пластилин
2. Рельеф.
2.1 «Виды рельефа. Барельеф. Натюрморт»
Теория: Виды скульптуры. Знакомство с объемными изображениями на
плоскости. Работа с рельефом. Барельеф.
Практика: Вылепить натюрморт, предложенный преподавателем.
Материал: скульптурный пластилин
2.2 «Виды рельефа. Горельеф. Ваза»
Теория: Закрепление знаний полученных на прошлом уроке. Работа с рельефом.
Горельеф.
Практика: Вылепить объемное изображение вазы, предложенной преподавателем.
Соблюдение правил лепки горельефа.
Материал: скульптурный пластилин.
2.3 «Пейзаж. Пластилиновая живопись»
Теория: Закрепление знаний полученных на прошлых уроках. Знакомство с
пластилиновой живописью. Создание изображения на плоскости (картоне) с
помощью пластилина (плоскостная лепка).
Практика: Вылепить пейзаж по воображению на основе изученного материала.
19

Материал: цветной пластилин
2.4 «Творческая композиция на свободную тему»
Теория: Закрепление знаний о пластилиновой живописи.
Практика: Лепка композиции на картоне.
Материал: цветной пластилин
3. Круглая скульптура.
3.1 «Слон»
В качестве натуры используется изображение (иллюстрация) животного или
натуральный макет.
Теория: Развитие глазомера.
Практика: Выполнить статичную копию животного. Передача особенностей
пропорций и формы.
Материал: скульптурный пластилин.
3.2 «Шагающий Медведь»
В качестве натуры используется изображение (иллюстрация) животного или
натуральный макет.
Теория: Развитие глазомера. Развитие навыков передавать основные движения
животного.
Практика: Выполнить динамично-пластичную копию животного. Передача
особенностей пропорций и формы.
Материал: скульптурный пластилин.
3.3 «Заяц и лиса. Сюжет»
Теория: Закрепить знания, полученные на прошлых уроках.
Практика: Выполнить динамично-пластичную композицию двух животных.
Передача особенностей пропорций, динамики и формы.
Материал: скульптурный пластилин.
3.4 «Творческая композиция на свободную тему. Сюжет»
Теория: Закрепить знания, полученные на прошлых уроках.
Практика: Выполнить динамично-пластичную композицию из двух животных.
Передача особенностей пропорций, динамики и формы.
Материал: скульптурный пластилин.
4. «Многофигурная композиция. Круглая скульптура»
4.1 «Фарфоровые гномы»
В качестве натуры используется изображение (иллюстрация) или натуральный
макет.
Теория: Закрепить знания умения и навыки, полученные на прошлых уроках.
Практика: Выполнить статичную копию предложенного макета. Передача
особенностей пропорций и формы.
Материал: скульптурный пластилин.
4.2 «Дед Мороз и Снегурочка»
В качестве натуры используется изображение (иллюстрация) или натуральный
макет.
Теория: Закрепить знания умения и навыки, полученные на прошлых уроках.
20

Практика: Выполнить статичную копию предложенного макета. Передача
особенностей пропорций и формы.
Материал: скульптурный пластилин.
4.3 «Многофигурная композиция по произведению. Сюжет»
Теория: Закрепить знания, умения и навыки, полученные в процессе работы над
композицией.
Практика: Выполнить задание, используя все знания и умения, полученные в
процессе обучения лепке. В качестве сюжета предлагается использовать русские
сказки. Содержание композиции: «человек-человек», «человек-животное».
Материал: скульптурный пластилин.
4.
Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
- положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- познавательной мотивации к изобразительному искусству;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям
искусства;
- эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и
изображаемой действительности.
Предметные:
Учащиеся научатся:
- различать основные и составные цвета, теплые и холодные цвета;
- составлять различные оттенки из смешиваемых цветов;
- работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических,
живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке;
- использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь,
акварель, пастель, карандаш, фломастеры, пластилин);
- передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание,
уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа),
применять законы воздушной перспективы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
- создавать настроение в работе, путем применения цвета и тона;
- применять на практике приемы композиции (симметрия, асимметрия,
динамика, статика и т.д.)
- выполнять некоторые декоративные приемы (стилизация, орнамент,
набрызг краски и др.).
Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- выполнять работу по заданной теме;
21

- использовать изученные приемы работы красками;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным
критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную,
декоративную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- работать с различными графическими и живописными материалами;
- грамотно компоновать изображение на листе;
- организовать творческий процесс.
5.
Условия реализации программы в области художественного
искусства «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на
художественном отделении»
Материально-технические обеспечение:
- Учебная аудитория для групповых занятий;
- Интернет-соединение;
- Парты;
- Стулья;
- Мольберты;
- Табуреты;
- Доска;
- Мультимедийное оснащение кабинета;
- Компьютер, принтер;
- Раковина;
- Шкафы и стеллажи для хранения художественных материалов;
- Художественные материалы – бумага, емкости для воды, кисти, краски и т.
д.;
- Наглядные пособия;
- Методические пособия;
- Учебная литература по ИЗО.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет-источники.
Кадровое обеспечение. Качество реализации программы
в области
художественного искусства обеспечивается за счет наличия качественного состава
педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Методические материалы:
- наглядные пособия: работы-примеры по всем темам данной программы;
22

- наглядный (натурный) фонд (предметы быта, муляжи фруктов и овощей,
чучела, драпировки);
- дидактические материалы (шаблоны, трафареты).
- методические указания по выполнению различных техник рисунка,
живописи, композиции и скульптуры.
Основным условием для реализации занятий изобразительным искусством
является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей.
6.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В программе предусмотрена оценочная система контроля.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, в виде
самостоятельной работы обучающегося.
Формой
промежуточной
и
итоговой
аттестации
является
дифференцированный творческий просмотр, который проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Оценки ученикам
выставляются по окончании четверти.
Критерии оценок
Отметка «5» - уровень выполнения требований высокий, все объекты
связаны между собой, правильно применяются приемы и изученные техники
рисования. Работа выполнена аккуратно, качественно и творчески.
Отметка «4» - уровень выполнения требований хороший, но допущены
незначительные ошибки: есть нарушения при заполняемости (компоновке) листа;
обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно
исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя.
Отметка «3» - уровень выполнения требований достаточный, минимальный;
владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их
практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность
создания рисунка, но допускает отдельные ошибки.
Отметка «2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования, не
умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными
фактическими знаниями, умениями и навыками.

23

7. Список литературы
1. Школа изобразительного искусства / Е. Нестерова, М. Алексич, Ю.
Подляский // М.: Изобраз. искусство. 1994. 160 с. №5 ISBN: 5-85200126-0
2. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В
4 ч. Ч. 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил. ISBN 5-86866068-4
3. Сокольникова, Н. М. Художники книги и дети: монография: пособие для
учителей: Для совершеннолетних, общего характера / Сокольникова. – М.:
Мегатрон, 1997. – 184 с.: ил. Рекомендовано Управлением общего среднего
образования Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации. ISBN 5-89601-006-0.
4. Харрисон, Х. Энциклопедия акварельных техник. Наглядное пошаговое
руководство и вдохновляющая галерея законченных работ: пер. с англ. Герасиной
О., Давыдовой А. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 192с.; ил.
5. Яшухин, А. П. Живопись: учеб. для студентов художественно-графических
фак. пед. ин-тов и ун-тов / А. П. Яшухин, С. П. Ломов. - Москва: Агар : РандевуАМ, 1999. - 227, [2] с.: ил., цв. ил.; 27 см.; ISBN 5-89218-097-2
6. Кальнинг, А. Акварельная живопись. М.: Искусство. 1967. 73 с.
7. Унковский, А. А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.
145 с., цв. ил.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».