Общеразвивающая программа по изобразительному искусству Радуга

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи
3. Содержание программы
3.1. Учебный план
3.2. Содержание учебного плана
4. Планируемые результаты реализации программы
5. Материально-технические условия
6. Формы контроля и оценочные материалы
7. Список литературы

2

3
4
5
5
6
10
10
12
12

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни
ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то из окружающего
мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты,
наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной
жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается
индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность
невозможно охватить какими – то правилами, единственными и
обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования.
Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства.
Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых
дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту
окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам.
Актуальность программы
Программа «Радуга» учит раскрывать души детей для красоты, учит
смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека
всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является
необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь
именно оно раскрывает ребенку мир реально
существующей гармонии,
развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие
способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами
изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического
воспитания и художественного образования.
Отличительные особенности и новизна программы
Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей
младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных
техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное
воображение, конструкторские способности, способствует развитию
зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных
умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной
творческой деятельности, желание создать красивое изображение,
интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети
передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Программа «Радуга» помогает ребенку ощутить себя частью
современного мира и наследником традиций всех предшествующих
поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается
действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам
человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.
3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Главная цель программы по ИЗО «Радуга» – формирование культуры
личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, умению
внимательно вглядываться в жизнь, в накапливании опыта понимания
красоты.
Основными задачами являются:

Стремление к совершенствованию и гармонии;

Умение создавать красивые образы и воплощать их на листе
бумаги;

Способность чувствовать и воспринимать незримую красоту;

Радоваться красоте во всех человеческих проявлениях;

Способность видеть красоту во всех проявлениях природы и
восхищаться ею;

Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей,
искренности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия:
игровые методы и приемы, интегрированные формы организации
художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая
пространственно – предметная среда. Методика работы строится так, чтобы
средствами искусства и детской художественной деятельности
сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую
активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема
занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное
общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его
готовность включиться в художественно – творческую деятельность.
Учитывая психофизические особенности воспитанников, основным
видом деятельности является игра: игра – занятие, игра – сказка, игра –
путешествие. Особое место отводится сказке. Сказка на занятиях облегчает
вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для
развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных
героев, продуманных детьми, становиться красочнее и конкретнее, характер
разнообразнее, так как вся информация черпается из живописных полотен,
стихотворных строк.
По форме занятия – групповые.
Продолжительность занятий одного академического часа 40 минут.
Условием успешной организации занятий является их оптимальный
темп, обеспеченный сменой различных видов деятельности, чередованием
активных и пассивных форм познания.
Программа также предусматривает оценку результатов творческой
деятельности воспитанников: просмотры.
Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 года обучения (34 недели) по 2 часа в
неделю. Возраст обучающихся: 7-17 лет, 18+
4

Наполняемость учебной группы: до 12 чел.
Предполагаемый результат реализации программы
 развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных
формах творческой художественной деятельности;
 умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
 использование выразительных средств для создания художественного
образа;
 усвоение нравственно-эстетических ценностей и стремление ребят
руководствоваться в повседневной жизни.
Программа «Радуга» - это начало систематического приобщения
школьников к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это
первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества. Поэтому
особое значение имеют знания и умения по данному курсу, которыми
овладевают учащиеся.
Задачи обучения
Формирование знаний о названии основных и составных цветов.
Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
Умение использовать площадь листа, изображать предметы как крупно,
так и мелко.
Овладение начальными навыками выразительного использования
трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси).
Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков
взаимопомощи.
Умение отличать технику исполнения.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Учебный план.
При реализации предметных программ с нормативным сроком
обучения 1 год общая трудоемкость модулей распределяется следующим
образом:
№
п/п
1
2
3
4

Раздел
Введение в программу
Живопись
Рисунок
Декоративное
рисование
Всего:

Итоговый
творческий
безоценочный
просмотр

Кол-во
часов в
неделю

Кол-во
недель

Общее
кол-во часов
в год

2
2
2

1
11
9

2
22
18

IV
IV

2

13

26

IV

34

68

5

Тематический план.
№
п/п
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8

Наименование разделов и тем
Введение в программу
Знакомство с программой.
Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.
Живопись
Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов.
Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Праздник тёплых и холодных цветов
Твоё настроение. Рисуем дождь.
Хоровод лесных растений
Рисунок
Волшебная линия
Композиция. Выделение композиционного центра
Создаём красивые узоры из точек.
Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек
Форма. Мои любимые игрушки
Декоративное рисование
Мир полон украшений. Как мазками нарисовать
простые по форме цветы.
На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные
лучи.
Декоративные узоры
Орнамент
Сказочная рыбка.
Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц.
Весёлый зоопарк. Учимся рисовать животных
Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна
Итого

Количество
часов
2
1
1
22
2
6
8
2
4
18
2
4
4
4
4
26
2
2
4
4
4
4
4
2
68

3.2 Содержание учебного плана.
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года
обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года
обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места.
Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Рисование
простых предметов.
6

Раздел 2. Живопись
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление
художника и волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с
различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и
влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой,
использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий:
«Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики»,
«Витражные окошки».
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей:
жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы
и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном
нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна».
Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая),
секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем
смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик»,
«Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».
Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных
явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на
тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла,
согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады).
Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на
зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное
солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Тема 2.4 Твоё настроение. Рисуем дождь.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые).
Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного
добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные
сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски.
Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность,
лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски
цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Тема 2.5. Хоровод лесных растений
Работа с акварелью, гуашью.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный букет»,
«Дремучий лес».
Раздел 3. Рисунок
7

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью,
тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные,
простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый,
спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия»,
«Лабиринты».
Тема 3.2. Композиция
Выделение композиционного центра.
Практическое занятие. Рисование предметов природного мира.
Тема 3.3. Создаём красивые узоры из точек
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое
касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»:
жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника
пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек).
Особенности работы в технике пуантелизма с использованием
разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные
фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ
доброго и злого сказочного героя».
Тема 3.4. Пятно
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от
их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке.
Изображение пятна разными способами: различным нажимом на
рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на
лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно,
полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с
силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ
доброго и злого сказочного героя».
Тема 3.5 Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм
(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на
бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город»,
«Мои любимые игрушки».
Раздел 4. Декоративное рисование
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего
школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития
абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Мир полон украшений
8

Рисование простых цветов
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?»,
«Чудо-цветок», «Образ из пятна».
Тема 4.2. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи
Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности
художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия,
плоскостное мышление, двухмерность изображения.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо
жизни», «Сказочное солнце».
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки,
ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные
возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием
необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски,
кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки»,
«Пёстрая черепашка».
Тема 4.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна
ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные
ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки»,
«Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».
Тема 4.5. Сказочная рыбка
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами
художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции.
Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое
занятие.
Выполнение
заданий:
«Оживший
зачарованный мир», «Добрая сказка».
Тема 4.6. Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в
полёте», «Сказочная птица».
Тема 4.7. Весёлый зоопарк. Учимся рисовать животных. Учимся
рисовать животных.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мое любимое животное
из зоопарка», «Мое любимое домашнее животное», «Сказочное животное».
Тема 4.8 Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна
Художественная возможность пастели. Различные приемы работы:
растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на
шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого
штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в
вазе», «Сказочный герой».

9

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
К концу обучения дети будут знать:
 основные и дополнительные цвета;
 цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
 понятие симметрии;
 контрасты форм;
 свойства красок и графических материалов;
 азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
уметь:
 смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
 правильно использовать художественные материалы в соответствии со
своим замыслом;
 грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и
недостатки;
 работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные
качества:
 умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
 трудолюбие;
 самостоятельность;
 уверенность в своих силах.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
1. Обеспечение программы различными видами методической
продукции.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса
организации образовательной деятельности и форм проведения занятий.
В частности, педагогом предложена методика структурирования занятий.
 После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми
переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа
очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными
художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые
мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными
инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом
используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на
мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности
работы над определённым заданием.
 Дети после объяснения приступают к работе. Практическая
деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных
упражнений до построения композиции.
10

 В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений
уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в
виде домашнего задания.
 Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и
вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В
этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
 На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на
продолжение обучения.
 Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить
игровую разминку для кистей рук.
 Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает
ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
 Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету,
полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических
приёмов с игровыми заданиями.
 Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном
для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация,
дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
 Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается
настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты
«шедевр».
 Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
 В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет
проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо
от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь
художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее
способных к изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические
материалы
(таблицы,
наглядные
пособия,
демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.)
используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии,
воображения и проверочных занятий.
Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в
процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.
Программа даёт возможность ребятам приобщиться к достижениям
культуры через беседы, просмотр видеофильмов, репродукций, а также
походов на выставки собственных работ.
У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается
постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле,
профориентация на будущее, а главное - становление характера, развитие
нравственно-эстетических качеств в процессе занятием искусством.
11

На занятиях присутствует сотворчество учителей и детей,
объединенное общим содержанием, поддерживается интерес к совместным
действиям, используется художественное слово (потешки, загадки и стихи).
Все это вызывает у детей эмоциональный отклик и создает радостное
настроение.
6. ФОРМЫ КОНТКОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе обучения детей по данной программе применяется итоговый
вид результатов:
 итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по
освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса
обучения).
Выявление
достигнутых
результатов
осуществляется
через
безоценочные творческие просмотры законченных работ.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и
живописью», Москва «Педагогическое общество России», 2004 г.
2.Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
3.Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс,
2003 г.
4.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель»,
2006 г.
5.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития»,
2006 г.
6.Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
7.Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
8.Шпикалова
Т.Я.
«Изобразительное
искусство»,
Москва
«Просвещение», 2000 г.
9.Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
10.Гусакова М. А. «Аппликация».
Москва «Просвещение»
1987.11.Гульянц Э. К.,
11.Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги»
2005.
12.Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные
работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
13.Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». СанктПетербург «Аврора» 1991.
14.Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора»
1992.
15.Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования».
Санкт-Петербург
«Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
16.Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
12

17.Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный
театр». Москва «Росмэн» 2002.
18.Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008.
«Тестопластика»
19.Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва
«Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
20.Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
21.Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».