Дополнительная общеразвивающая программа "Подготовка детей к обучению в ДШИ на художественном отделении"Возраст детей-6 лет
Уровень образования
- Дополнительное образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
ИЗО
Модуль ИЗО
1. Введение. Знакомство с цветами и оттенками.
1.1 «Введение в предмет». Вводное занятие.
Теория: Знакомство с деятельностью на дисциплине ИЗО. Знакомство с приемами работы кистью и красками. Организация рабочего места. Правила поведения на уроке.
1.2 «Палитра» (основные цвета).
Теория: Знакомство с основными и составными цветами.
Практика: Компоновка красочных клякс на листе.
Материал: акварель, гуашь
Формат: А-3
1.3 «Листопад» (монотипия).
Теория: Знакомство с техникой монотипия.
Практика: Монотипия в природе. Оттиск осенними листьями.
Материал: гуашь
Формат: А-3
1.4 «Осенний пейзаж. Осеннее дерево».
Теория: Знакомство с пейзажем. Знакомство с пространством и компоновкой в листе.
Практика: Выбор цветовой гаммы (осенняя цветовая гамма) в зависимости от передачи эмоционального состояния.
Материал: акварель, гуашь
Формат: А-3
1.5 «Подсолнухи» (закон перспективы, колер).
Теория: Знакомство с законом перспективы. Освоение понятия колер.
Практика: Рисование подсолнухов от большого к меньшему (что ближе – то больше, чем дальше – тем меньше). Закрепление понятия «теплая цветовая гамма».
Материал: гуашь
Формат: А-3
2. Развитие образного мышления
2.1 «Животные».
Теория: Знакомство с творчеством художников иллюстраторов (Чарушин Е. И., Ефимов И. С. и т.д.).
Практика: Создание образа от пятна. Сочетание пятна и линии.
Материал: акварель
Формат: А-3
2.2 «Насекомые на цветах».
Практика: Развитие цветовых и тоновых ощущений. Компоновка цветов и травинок в листе. Рисование насекомых.
Материал: гуашь
Формат: А-3
2.3 «Два Мороза». Рисование по сказке.
Практика: Открытие выразительных возможностей холодной цветовой гаммы. Освоение жанра «портрет». Создание художественного и эмоционального образа двух Морозов и зимней природы. Знакомство с русской народной сказкой «Два Мороза».
Материал: гуашь
Формат: А-3
2.4 «Новогодние маски».
Практика: Развитие фантазии, воображения. Создание рисунка на основе ассоциативных восприятий. Рисование по замыслу. Закрепления композиционных навыков (компоновка, выделение главного посредством контраста с фоном).
Материал: акварель
Формат: А-4
2.5 «Белые медведи. Пингвины. Северные олени. Северное сияние».
Теория: Работа с трафаретом.
Практика: Обучение приемами рисования по трафарету, быстрого рисования с использованием шаблона-заготовки.
Материал: гуашь
Формат: А-3
2.6 «Фламинго» (пуантилизм).
Теория: Знакомство с оригинальной техникой пуантилизм (точечная техника рисования). Знакомство с понятиями пропорции.
Практика: Обучение рисования точками. Рисунок фламинго.
Материал: гуашь
Формат: А-3
2.7 «Зимние птицы».
Практика: Обучение приемами рисования Разнообразие цвета и формы птиц в природе, передача цветовых и тоновых отношений. Создание зимней, холодной цветовой гаммы. Расположение птиц в листе на ветках.
Материал: акварель, гуашь
Формат: А-3
3. Симметрия
3.1 «Зимнее дерево на цветном фоне».
Практика: Рисование дерева с помощью оси симметрии. Закрепление понятия «холодная цветовая гамма». Получение оттенков. Развитие цветовых и тоновых ощущений. Поиск композиционных решений.
Материал: гуашь
Формат: А-3
3.2 «Подарок для папы к 23 февраля. Торт с замком».
Практика: Открытие выразительных возможностей светлых и тёмных, контрастных цветов. Закрепление всех основных приемов работы гуашью, акварелью. Развитие фантазии. Создание эмоционального образа праздника 23 февраля. Расположение торта в листе с помощью оси симметрии. Проработка замка на торте. Получение смешанных цветов.
Материал: акварель, гуашь
Формат: А-4
4. Развитие воображения
4.1 «Сказочные облака» (техника по-сырому).
Теория: Знакомство с техникой по-сырому.
Практика: Рисование облаков по смоченной бумаге. Доработка тонкой кистью по просушенному изображению.
Материал: акварель
Формат: А-3
4.2 «В стране сказки. Единороги».
Практика: Закрепление работы в технике по-сырому. Создание эмоционального образа любимого персонажа, героя сказки. Разделение композиции на планы. Подбор колорита, наиболее точно раскрывающего образ персонажа.
Материал: акварель
Формат: А-3
4.3 Свободная тема. Силуэт.
Практика: Работа с силуэтом (одноцветное, контурное изображение чего-нибудь на фоне другого цвета).
Материал: гуашь
Формат: А-4
5. Теплые оттенки
5.1 «Птицы теплых стран. Тукан. Райские птицы».
Практика: Создание теплой цветовой гаммы на выбранную тему. Грамотная компоновка в листе.
Материал: гуашь
Формат: А-3
5.2 «Коты доброты».
Практика: Знакомство с радостной цветовой гаммой. Сочетание ярких теплых цветов. Создание образа животного.
Материал: гуашь
Формат: А-3
5.3 «Солнечные зайчики».
Практика: Закрепление знакомства с радостной цветовой гаммой. Сочетание ярких цветов. Передача света (лучиков-зайчиков) с помощью цвета.
Материал: гуашь
Формат: А-3
-
Графика
Модуль ГРАФИКА
1. Введение. Знакомство с материалами
1.1 «Введение в предмет. Карандаш – изобретатель».
Теория: Знакомство с предметом. Знакомство с материалами (простые карандаши, цветные карандаши, масляная пастель, сухая пастель, фломастеры). Знакомство с терминологией (фон, проработка, стилизация, фактура, штрих, точки, линии, мазки плашмя и т.д.)
Практика: Отработка навыков рисования простым карандашом.
Материал: простой карандаш
Формат: А-3
1.2 «Веточка (дубовые, кленовые листья)».
Теория: Знакомство с новым материалом - пастель. Особенности сухой пастели. Матовость сухой пастели.
Практика: Рисование листьев на ветке.
Материал: художественная пастель
Формат: А-3
1.3 «Весёлые зонтики».
Теория: Знакомство с техникой масляная пастель.
Практика: Яркость красок и свежесть тона. Компоновка в листе.
Материал: масляная пастель
Формат: А-3
1.4 «Кленовые листочки».
Теория: Знакомство со смешанной техникой – масляная пастель + акварель.
Практика: Выполнение стилизации листиков. Сочетание двух техник в работе.Материал: масляная пастель, акварель
Формат: А-3
2. Графическое вдохновение.
2.1 «Натюрморт из фруктов». Декоративная композиция.
Теория: Знакомство с декоративной композицией.
Практика: Выполнение декоративной композиции. Передача первого впечатления от декоративного натюрморта.
Материал: толстые фломастеры.
Формат: А-3
2.2 «Эпоха динозавров».
Теория: Рассказ о динозаврах и эпохи их существования. Особенности строения их тела.
Практика: Передача пропорций динозавров. Применение линии и пятна. Грамотная компоновка в листе.
Материал: масляная пастель
Формат: А-3
2.3 «Птицы с натуры».
Теория: Особенности работы с натурой.
Практика: Эмоциональное восприятие натуры и развитие наблюдательности. Передача пропорций и характера птицы.
Материал: художественная пастель
Формат: А-3
2.4 «Портрет любого животного.
Теория: Знакомство с декоративной штриховкой. Пропорции портрета животного. Практика: Раскрытие характера любимого животного.
Материал: толстые фломастеры
Формат: А-3
2.5 «Пряничные домики».
Теория: Рассказ о пряничных домиках. История их возникновения.
Практика: Развитие воображения. Использование разнообразных типов линий в передаче характера домов. Выразительные возможности линии. Толщина и характер линии. Линии в плоскости и пространстве, линия, обозначающая объем. Передача линией разных качеств (пластика движения, характера).
Материал: толстые фломастеры
Формат: А-3
3. Законы композиции в графике.
3.1 «Елочка нарядная».
Практика: Развитие чувства композиции. Формирование умения рисовать ель с помощью оси симметрии, закрепление умения работать с помощью трафаретов (елочные игрушки).
Материал: масляная пастель
Формат: А-3
3.2 «Веселая снежинка».
Теория: Рассказ о том, как появляются снежинки, какие они бывают, форма снежинок.
Практика: Развитие чувства симметрии. Формирование умения рисовать симметричное изображение, закрепление умения изображать различные формы снежинок. Воспитание любви к красоте зимы.
Материал: толстые фломастеры
Формат: А-3
3.3 «Замки».
Теория: Закрепление знаний о геометрических фигурах.
Практика: Развитие чувства композиции. Грамотная компоновка замка в листе. Рисование замка на основе геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, полукруг).
Материал: толстые фломастеры
3.4 «Грустное и веселое. Клоуны».
Теория: Знакомство с радостной и грустной цветовой гаммой.
Практика: Сочетание цветов. Портрет клоуна. Передаче настроения и характера персонажа.
Материал: масляная пастель
Формат: А-3
3.5 «Подводный мир на цветном фоне. Рыба».
Теория: Знакомство со стилизацией.
Практика: Приемы работы над изображением, средствами стилизации и способами их применения.
Материал: толстый черный фломастер
Формат: А-3
3.6 «Разноцветная мозаика».
Теория: Знакомство с мозаичной техникой.
Практика: Приемы работы над рисунком, средствами разделения изображения на кусочки. Большие кусочки – фон, мелкие – изображение.
Материал: толстые фломастеры
Формат: А-3
3.7 «Дельфин с мячом».
Практика: Развитие чувства композиции. Грамотная компоновка дельфина в листе. Воспитание любви к братьям нашим меньшим.
Материал: художественная пастель
Формат: А-3
3.8 «Сова».
Практика: Выделение главного. Передача цветом формы. Развитие наблюдательности. Закрепление знаний и практических навыков.
Материал: художественная пастель
Формат: А-3
3.9 «Веселый ежик».
Практика: Развитие творческих способностей. Воспитание любви к животным. Компоновка в листе. Стилизация ежика.
Материал: масляная пастель
Формат: А-3
3.10 «Черепашка».
Теория: Знакомство с новым материалом.
Практика: Творческая работа с новыми материалами. Компоновка изображения в листе.
Материал: клей ПВА, цветной песок, масляная или художественная пастель
Формат: А-3
3.11 «Космос. Мир планет и Галактики».
Теория: Знакомство с космическим миром. Обзор планет.
Практика: Создание цветовой гаммы на выбранную тему. Выделение главного. Передача тоновых отношений. Умение пользоваться различными приемами работы пастелью. Разобрать планеты по тону.
Материал: масляная пастель
Формат: А-3
4. Итоговый контроль.
4.1 «Павлин».
Теория: Особенности рисования птиц, особенности павлина и его хвоста.
Практика: Передача характерных черт. Передача цветом формы. Грамотно изобразить и закомпоновать павлина в листе.
Материал: толстые фломастеры
Формат: А-3
4.2 «Орнамент в полосе».
Теория: Знакомство с орнаментом. Применение орнамента в быту.
Практика: Изображение орнамента из любых форм и предметов.
Материал: толстые фломастеры
Формат: А-3
4.3 «Веселое настроение».
Теория: Рассказ как передавали настроение художники в своих картинах.
Практика: Развитие чувства композиции. Грамотная компоновка в листе. Выделение главного.
Материал: на выбор
Формат: А-3
-
Лепка
Модуль ЛЕПКА
1. Введение. Упражнения.
1.1 «Введение в предмет. Упражнение для кистей рук».
Теория: Знакомство с возможностями пластилина. Инструменты, применяемые для лепки.
Практика: Развитие моторики. Лепка жгутиков, колбасок.
Материал: цветной пластилин
1.2 «Упражнения с пластилином. Лепка геометрических фигур».
Теория: Повторение названий и вариантов геометрических фигур.
Практика: Лепка основных форм. Развитие моторики.
Материал: цветной пластилин
2. Развитие мелкой моторики
2.1 «Вкусный арбузик». Панно.
Теория: Знакомство учащихся с видами рельефа.
Практика: Лепка панно с арбузом.
Материал: цветной пластилин
2.2 «Жатва». Объёмная скульптура (лепка фруктов).
Практика: Обучение детей профессиональным приемам. Лепка фруктов по памяти, представлению.
Материал: цветной пластилин
2.3 «Ёжик, ягодки, грибы». Творческая композиция на сюжет.
Практика: Развитие творческого мышления. Передача особенностей и пропорций ежика. Объемная скульптура.
Материал: цветной пластилин
2.4 «Цветы» Панно.
Теория: Знакомство учащихся с пластилиновой живописью.
Практика: Развитие умение передавать основные движения, обращая внимание на выразительность и целостность решения. Передача особенностей цветов.
Материал: цветной пластилин
2.5 Объемная скульптура «Вкусняшки» (лепка мороженого, пиццы, гамбургера и т.д.).
Практика: Развитие образного мышления. Передача форм предметов. Объемная скульптура.
Материал: цветной пластилин
2.6 «Лепка посуды».
Теория: Рассказ о том, какая бывает посуда, ее виды.
Практика: Обучить детей профессиональным приемам лепки посуды. Передача форм предметов. Объемная скульптура.
Материал: цветной пластилин
3. Виды скульптуры
3.1 Рептилии «Крокодил» (лепка из целого куска).
Теория: Знакомство с новым способом лепки.
Практика: Развитие творческого мышления. Передать движение фигуры, характера. Объемная скульптура.
Материал: цветной пластилин
3.2 «Ваза для мамы» (лепка с натуры).
Теория: Знакомство с приемами и ведением работы над сложной формой.
Практика: Анализ сложных форм. Разбор сложной формы на более простые составляющие. Передача пропорций и формы вазы. Рельеф.
Материал: цветной пластилин
3.3 «Смешарики». Лепка любимых героев из мультфильма.
Практика: Выполнение задание, используя все знания и умения, полученные в процессе обучения лепке. Объемная скульптура.
Материал: цветной пластилин
4. Сюжет и композиция в скульптуре.
4.1 «Ёлочка». Многофигурная композиция.
Теория: Знакомство с понятием многофигурная композиция.
Практика: Развитие творческого мышления. Лепка новогодней композиции с помощью каркаса. Объемная скульптура.
Материал: цветной пластилин, бумажный стаканчик
4.2 «Дед Мороз и Снегурочка».
Теория: Закрепление знаний и умений, полученных в ходе изучения предыдущих тем (лепка геометрических тел).
Практика: Выполнение работы на основе геометрических фигур. Объемная скульптура.
Материал: цветной пластилин
4.3 «Зимние птицы» Панно.
Практика: Развитие фантазии, мышления. Лепка зимних птиц. Передача особенностей и пропорций. Пластилиновая живопись.
Материал: цветной пластилин
4.4 Сюжетная лепка. Лепка замка для папы.
Практика: Развитие творческого мышления, фантазии. Лепка работы с помощью каркаса из целого куска пластилина в сочетании с рельефной структурой (башни и стены). Объемная скульптура.
Материал: цветной пластилин, бумажный стаканчик
4.5 Панно «Космос». Лепка с ярко выраженными составными формами.
Теория: Закрепление знаний и умений, полученных в ходе изучения предыдущих тем (рельефная скульптура).
Практика: Передача пространства, объема. Развитие воображения. Пластилиновая живопись. Рельеф.
Материал: цветной пластилин
4.6 «Медведь на льдине».
Практика: Развитие глазомера. Передача особенностей и пропорций медведя. Объемная скульптура.
Материал: цветной пластилин
5. Красота из пластилина
5.1 Панно «Облака» (лепка композиции с помощью жгутиков).
Теория: Знакомство с формами облаков, их цветовой палитрой.
Практика: Развитие творческого мышления, фантазии. Выполнение задания, используя все знания и умения, полученные в процессе обучения лепки (лепка жгутиками). Пластилиновая живопись.
Материал: цветной пластилин
5.2 «Дарю своё сердце» (лепка цветов).
Теория: Знакомство с особенностями лепки цветов. Их строением.
Практика: Развитие умения передавать основные движения, обращая внимание на выразительность и целостность решения. Рельеф.
Материал: цветной пластилин
5.3 «Русалка - Нептун» (лепка морской темы).
Практика: Закрепление знаний и навыков. Объемная скульптура.
Материал: цветной пластилин
5.4 «Сказка о рыбаке и рыбки» (лепка рыбы из целого куска).
Практика: Практическое знакомство и закрепление навыков лепки рельефа. Развитие воображения. Передача пространства.
Материал: цветной пластилин
6. Итоговый контроль
6.1 «Животные» (лепка собаки и щенка).
Практика: Развитие творческого мышления. Передача движения фигуры, характера животного. Объемная скульптура.
Материал: цветной пластилин
6.2 «Птицы» (лепка птицы в гнезде с птенцами).
Практика: Закрепление знаний, полученных на прошлых занятиях. Передать движение фигуры. Объемная скульптура.
Материал: цветной пластилин
6.3 Творческая работа на свободную тему. Сюжет.
Практика: Развитие творческого мышления. Выполнение задания, используя все знания и умения, полученные в процессе обучения лепке.
Материал: цветной пластилин
6.4 «Фантастический плод».
Теория: Стилизация в скульптуре.
Практика: Развитие творческого мышления, фантазии. Выполнение работы, стилизуя ее, деформируя форму. Объемная скульптура.
Материал: пластилин
6.5 «Горный пейзаж».
Теория: Рассказ об особенностях гор, их формах.
Практика: Закрепление знаний и умений, полученных в ходе изучения предыдущих тем. Пластилиновая живопись.
Материал: цветной пластилин
Практики
-
Нет