ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В
ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
СОСТАВЛЕНА на основании Федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в
области изобразительного искусства «Живопись» (Утверждены приказом
Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 163).
Разработчик (и):
Горбач Н. П., заведующая художественным отделением, преподаватель
МБУ ДО «Детская школа искусств» города Богданович;
Корнева Е. М., преподаватель художественного отделения МБУ ДО
«Детская школа искусств» города Богданович;
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В
ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
5.
СИСТЕМА
И
КРИТЕРИИ
ОЦЕНОК
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
И
ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧАЩИМИСЯ
6.
ПРОГРАММА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТВОРЧЕСКОЙ,
МЕТОДИЧЕСКОЙ,
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Живопись» (далее - Программа) разработана
на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
программы в области изобразительного искусства (далее - ФГТ), утвержденных
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 156
«Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму
содержания,
структуре
и
условиям
реализации
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного
искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе».
Программа реализуется
Муниципальным
бюджетным
учреждением
дополнительного образования «Детская школа искусств» (далее - Школа) в
соответствии с Лицензией на осуществление образовательной деятельности
серия 66 Л01 № 0004993 от 15.06.2016, регистрационный № 18769, выданной
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.
Программа «Живопись» определяет содержание образовательной
деятельности и организацию образовательного процесса в Школе и направлена на
творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащихся, создание
основы для приобретения ими опыта художественно-исполнительской практики,
самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного
искусства.
Программа разработана с учетом:
- обеспечения преемственности программы «Живопись» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего профессионального образования в области изобразительного искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации
в сфере культуры и искусства;
- возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Программа направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
детском возрасте;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области
изобразительного искусства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие профессиональные
образовательные программы
в
области изобразительного искусства.
Цели:
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих
в
дальнейшем
осваивать
основные
профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
- творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащихся,
создание основы для
приобретения
ими
опыта
художественноисполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению
изобразительного искусства;
- воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов, формирование у
них эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с
духовными ценностями;
- формирование умения у учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости, а
также профессиональной
требовательности;
- выработка у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению
навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу,
осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению
давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями
и учащимися
в образовательном процессе, уважительного
отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию
причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее
эффективных способов достижения результата.
Поставленные цели
и задачи решаются посредством разработанной
педагогическими работниками Школы, принятой Педагогическим советом и
утвержденной
директором
Программой
методической,
творческой,
просветительской деятельности.
Условия реализации Программы
Образовательная программа «Живопись» реализуется в сроки обучения,
установленные федеральными государственными требованиями, в соответствии с
учебным планом, принятым Педагогическим советом и утвержденным директором
Школы.
При
реализации
Программы
Школа
ведет творческую, культурнопросветительскую деятельность, направленную на развитие творческих
способностей учащихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших
достижений отечественного и зарубежного искусства, их приобщение к духовным и
культурным ценностям. Педагогические работники Школы ведут методическую работу,
направленную на совершенствование образовательного процесса (в том числе образовательной программы, форм и методов обучения) с учетом развития
творческой индивидуальности учащихся. С этой целью в Школе создан Методический
совет.
Реализация программы «Живопись» обеспечивается
педагогическими
работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля
преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не
менее 70 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный
процесс по данной ОП.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых
33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение
консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических
работников направлена на методическую, творческую, просветительскую работу, а
также освоение дополнительных профессиональных ОП.
С целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых
ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по
вопросам реализации программы «Живопись»,
использования
передовых
педагогических технологий Школа взаимодействует с другими образовательными
учреждениями, реализующими образовательные программы
в области
изобразительного искусства, в том числе и профессиональные.
Реализация Программы обеспечивается учебно-методической документацией
по всем учебным предметам, доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и
фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню
учебных предметов учебного плана.
Права и обязанности учащихся определяются законодательством Российской
Федерации, Уставом и соответствующими локальными нормативными актами
Школы. Права и обязанности родителей (законных представителей) учащихся
определяются Уставом, локальными нормативными актами Школы.
Сроки освоения Программы
В МБУ ДО «Детская школа искусств» города Богдановича реализуется
образовательная программа «Живопись» сроком обучения 5 лет (для детей,
поступивших в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет).
Прием учащихся
При приеме на обучение по программе «Живопись» проводится отбор детей с
целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме
просмотров творческих работ, позволяющих
определить художественные
способности ребенка (чувство цвета, чувство формы, умение компоновать рисунок в
выбранном формате листа), а также его интерес к изобразительной деятельности,
общий кругозор.
Прием и отбор детей на обучение по образовательной программе «Живопись»
осуществляется соответствии с Положением «О порядке приема и отбора детей в
МБУ ДО "Детская школа искусств" в целях обучения по дополнительным
предпрофессиональным образовательным программам» с использованием Фонда
оценочных средств на основе разработанных Методическим советом Школы
критериев. Прием
учащихся в классы со второго по четвертый включительно
осуществляется при условии демонстрирования ими достаточного уровня знаний,
умений и навыков, выявляемых при отборе. В выпускной класс (пятый),
поступление учащихся не предусмотрено.
Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса ведется в соответствии с учебным
планом и учебным годовым графиком.
Учебный план отражает структуру в части наименования предметных
областей,
разделов,
учебных
предметов,
определяет
перечень,
последовательность изучения учебных предметов, формы промежуточной
аттестации, объем часов по каждому предмету. Организация образовательного
процесса ведется в соответствии с учебным планом и календарным учебным
графиком в зависимости от сроков обучения.
Учебный план отражает структуру в части наименования предметных
областей,
разделов,
учебных
предметов,
определяет
перечень,
последовательность изучения учебных предметов, формы промежуточной
аттестации, объем часов по каждому предмету.
Календарный учебный график составляются на основании приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011г.
№1994,
утверждаются
Школой
самостоятельно
и
определяют
продолжительность учебного года, учебных занятий с распределением по
четвертям, каникул, резерва учебного времени, времени, предусмотренного на
проведение промежуточной и итоговой аттестаций.
Продолжительность учебного года при пятилетнем сроке обучения с первого
по пятый классы составляет 33 недели.
С первого по пятый классы в течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы
проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных
программ основного общего образования.
Летние каникулы в 1 классе устанавливаются в объеме 13 недель, во 2 и 3
классе - 12 недель, в 4 классе – 11 недель.
Школа обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса и
учебным планом. Занятия пленэром проводятся в
течение одной недели в июне месяце, кроме 5 класса. Пленэр в 5 классе
проводится в августе перед учебным годом. Всего объем времени, отводимый
на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
Формы занятий
При реализации Программы обучение по учебным предметам и проведение
консультаций осуществляется в форме групповых занятий численностью от 11
человек, мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Основной
формой занятий является урок продолжительностью 45 минут.
Внеаудиторная работа
Внеаудиторная работа включает в себя выполнение домашнего задания,
участие в творческих и культурно-просветительских мероприятиях.
На выполнение домашнего задания учащимися отводится время в
соответствии с учебными планами. Внеаудиторная (самостоятельная) работа
учащихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. Выполнение
учащимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается
учебниками, учебно-методическими и справочными изданиями, хрестоматиями,
конспектами лекций, аудиои
видеоматериалами в соответствии с
программными требованиями по каждому учебному предмету.
Педагогическими
работниками
Школы
совместно с родителями
организовываются
посещения
выставочно-просветительских
и
концертнопросветительских мероприятий, а также посещение музеев, выставочных залов,
филармонических концертов, театров.
Внеаудиторное время отводится и на участие учащихся в творческих
конкурсах, проектах и просветительских мероприятиях Школы.
Консультации
Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями для
учащихся, которые проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по
усмотрению Школы.
Консультации проводятся рассредоточено или в счет резерва учебного времени
в объеме 90 часов. Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной
недели в учебном году. В случае если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу учащихся и
методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно
использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с
целью обеспечения самостоятельной работой учащихся на период летних каникул.
Оценка качества реализации Программы
С целью обеспечения высокого качества образования Школа создает
комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области изобразительного
искусства;
- организации творческой деятельности учащихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, проектов, мастерклассов, олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений учащимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев, театров, филармоний, и др.);
- организации творческой и просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств,
образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства через
реализацию совместных образовательных и социокультурных проектов;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы учащихся при
поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;
- построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального
развития детей, а также особенностей муниципальной системы художественного
образования детей города Богданович;
- создания условий для эффективного осуществления образовательного
процесса.
Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся, которые
осуществляются в соответствии с разработанными Школой положениями.
Финансовые условия реализации программы «Живопись»
Школа обеспечивает материально-технические условия реализации программы
«Живопись» для достижения учащимися результатов, установленных в соответствии
с ФГТ при соответствующем финансировании.
Материально-технические
условия
реализации программ «Живопись»
обеспечивают возможность достижения учащимися результатов, установленных в
соответствии с ФГТ.
Школа обеспечивает соответствие санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда. При соответствующем финансировании соблюдает
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Живопись» в школе имеются следующие
материально-технические условия:
- выставочный зал с развесочным оборудованием;
- учебные аудитории для групповых занятий, предназначенные для реализации
предметов учебного плана и оснащенные учебной мебелью (досками, столами,
стульями, шкафами, мольбертами, натурными столиками, оформленные наглядными
пособиями, осветительными приборами (напольные лампы, софиты);
- натурный фонд;
- методический фонд;
- библиотека.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Планируемые результаты освоения образовательной программы
в области изобразительного искусства «Живопись» нацелены на
целостное художественно-эстетическое развитие личности и
приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний,
умений и навыков.
Выпускник, прошедший обучение и освоивший программу
«Живопись» нормативного срока обучения приобретает:
В области художественного творчества:
знания
- профессиональной терминологии;
- различных видов и основных жанров изобразительного искусства;
- основных выразительных средств изобразительного искусства;
- основ цветоведения, художественных и эстетических свойств цвета,
основных закономерностей создания цветового строя;
- разнообразных техник живописи;
- свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств, свойств пластических материалов и оборудования;
- законов перспективы;
- основных элементов
композиции,
закономерностей
построения художественной формы;
- принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла.
умения
- работать с различными материалами;
- работать с натуры и по памяти;
- выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
- наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму,
моделировать форму сложных предметов тоном;
- передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов;
- применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
- использовать приемы линейной и воздушной перспективы, видеть и
передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- последовательно вести длительную постановку, принимать
выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
- изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- применять полученные знания о выразительных средствах
композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике,
цвете, контрасте - в композиционных работах;
- использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные
возможности;
- находить живописно-пластические решения для каждой творческой
задачи;
навыки
- организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
- использования основных техник и материалов;
- передачи формы, характера предмета;
- конструктивного и пластического способов лепки;
- владения линией, штрихом, пятном;
- выполнения линейного и живописного рисунка;
- передачи фактуры и материала предмета;
- передачи пространства средствами штриха и светотени;
- последовательного ведения живописной работы;
- работы по композиции.
В области пленэрных занятий:
знания
- закономерностей построения художественной формы, особенностях ее
восприятия и воплощения;
- способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры,
законов линейной перспективы, равновесия, плановости.
умения
- передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- применять сформированные навыки по предметам: рисунок,
живопись, композиция;
- сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами.
навыки
- восприятия натуры в естественной природной среде;
- передачи световоздушной перспективы;
- техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой
деталей.
В области истории искусств:
знания
- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его
видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в
сфере искусства;
- особенностей языка различных видов искусства;
- основных этапов развития изобразительного искусства;
- основных понятий изобразительного искусства;
- основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
- роли и значения изобразительного искусства в системе культуры,
духовно- нравственном развитии человека.
умения
- выделять основные черты художественного стиля;
- выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
- излагать свои мысли о творчестве художников в устной и письменной
форме.
навыки
- первичные навыки анализа произведения искусства;
- восприятия произведения изобразительного искусства, умения
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств;
- восприятия художественного образа.
- анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
«Компьютерная графика» является приобретение учащимися
следующих знаний, умений и навыков:
- знание понятий «графический дизайн», «векторная графика»,
«растровая графика»;
- знание законов композиции дизайна;
- знание основных возможностей различных графических программ,
особенностей их применения в графическом дизайне;
- знание основных изобразительных техник и инструментов;
- умение выполнять графическую часть проекта, макет, оригиналы
художественно-графических элементов проекта;
- умение создавать графические изображения в программе
CorelDRAW;
- умение создавать графические изображения в программе Adobe
Photoshop;
- умение использовать в работе над изображениями разнообразные
инструменты графических программ CorelDRAW и Adobe Photoshop;
- навыки создания авторских шрифтов и шрифтовых композиций.
основ скульптуры:
- первоначальные сведения о пластических материалах и техниках
работы;
- знакомство с видами скульптуры (круглая скульптура и рельеф);
- изучение основных принципов построения композиции;
- приобретение первоначальных профессиональных навыков
работы (лепка из целого куска обеими руками, круговой обзор, отход от
работы);
- изучение рельефа (учащиеся должны правильно определять
пропорции, находить выразительный силуэт, решать пластическое
построение композиции);
- развитие творческого воображения, наблюдательности и
зрительной
памяти.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись»
срок обучения – 5 лет
1
ПО.01.
Промежуточ
ная
аттестация
Аудиторные
занятия
Самостоя
тельная
работа
5-й класс
4-й класс
3-й класс
2-й класс
Распределение по годам обучения
1-й класс
Экзамены
(по
полугодиям)
Зачеты, контрольные
уроки
Индивидуальные
занятия
Мелкогрупповые
занятия
(в часах)
Групповые занятия
Трудоемкость в
часах
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Наименование частей,
предметных областей,
учебных предметов и
разделов
Трудоемкость в
часах
Индекс
Максим
альная
учебная
нагрузк
а
Количество недель аудиторных занятий
2
3
4
5
6
7
Структура и объем ОП
35024096
1633,51930,5
1868,5-2165,5
Обязательная часть
3502,5
1633,5
1868,5
Художественное творчество
2838
1419
1419
8
9
33
33
33
33
33
10
11
12
13
14
Недельная нагрузка в часах
ПО.01.УП.01.
Рисунок
990
429
561
2, 4,6,
10
8
3
3
4
4
ПО.01.УП.02.
Живопись
924
429
495
1,3…1
2…-
3
3
3
3
ПО.01.УП.03.
8
1,3…9
2…10
Композиция станковая
924
561
История искусств
462
214,5
ПО.02.УП.01.
Беседы об искусстве
66
16,5
49,5
2
ПО.02.УП.02.
История изобразительного
искусства
396
198
198
4,6,8
ПО.02.
Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия
363
0
2
2
3
1,5
1,5
1,5
1,5
247,5
1,5
10
1666,5
9,5
9,5
10,5
11,5
18
20
22
23
28
28
28
28
1
1
3300
1633,5
1666,5
196
84
112
4…
ПО.03.УП.01
Пленэр
196
84
112
-10
Аудиторная нагрузка по трем предметным
областям:
Максимальная нагрузка по трем предметным
областям:
3496
1717,5
Количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов по трем предметным областям:
В.00.
Вариативная часть
1778,5
22
462
231
9
231
В.01.
Скульптура
66
33
33
2
В.02.
Компьютерная графика
132
66
66
3- 6
1
В.03.
Композиция прикладная
264
132
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
132
2009,5
3958
1948,5
2009,5
3-10
29
9
1
1
1
1
10,5
11,5
11,5
11,5
12,5
19
22
26
26
25
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации
90
90
Годовая нагрузка в часах
К.04.01.
Рисунок
20
4
4
4
4
4
К.04.02.
Живопись
20
4
4
4
4
4
К.04.03
Композиция станковая
40
8
8
8
8
К.04.04.
Беседы об искусстве
2
2
К.04.05.
История
изобразительного
искусства
8
А.05.00.
Аттестация
2
2
2
1
1
1
-
Годовой объем в неделях
ПА.05.01.
Промежуточная
(экзаменационная)
4
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
2
ИА.05.02.01.
Композиция станковая
1
ИА.05.02.02.
История изобразительного
искусства
1
Резерв учебного времени
5
1
2
1
1
1
1
1
Примечание к учебному плану
1. Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с 910 лет, составляет 5 лет.
2. Младшими классами следует считать I-II классы, старшими III-IV–V классы. Выпускники V класса считаются
окончившими полный курс образовательного учреждения.
3. Продолжительность урока 40 мин.
4. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся:
групповые занятия от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
5. В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится
промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 10
полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные полугодия
(например «6-10», с 6-го по 10-й).
6. Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются
натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного
времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
7. Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1
неделю в июне месяце (кроме 5 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5
классы – по 28 часов в год, самостоятельная работа (домашнее задание) может составлять 21 час в год.
8. Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов.
9. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам,
творческим конкурсам и другим мероприятиям.
10.При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: Объем
самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в
среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего
задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования,
реального объема активного времени суток и планируется следующим образом: Рисунок- 1-2 классы – по 2
часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю; Живопись - 1-2 классы – по 2 часа, 3 - 5 классы – по 3 часа в неделю;
Композиция станковая - 1-3 классы – по 3 часа; 4-5 классы - по 4 часа в неделю; Беседы об искусстве – 1
класс – по 0,5 часа в неделю; История изобразительного искусства – 2-5 классы – по 1,5 часа в неделю.
Скульптура – 1 класс – по 1 часу в неделю. Компьютерная графика – 2-5 классы по 1 часу в неделю.
К вариативной части относится скульптура, компьютерная графика, композиция прикладная.
11.Бюджет времени в неделях:
Аудиторные
занятия, в
том числе
промежуточ
ная
Классы
аттестация в
виде зачетов
и
контрольных
уроков
Промежуточная
аттестация
(экзаменационная)
Резерв учебного
времени
Пленэр
Итоговая
аттестация
Каникул
ы
Всего
I
33
1
1
-
17
52
II
33
1
1
1
16
52
III
33
1
1
1
16
52
IV
33
1
1
1
16
52
V
33
-
1
1
2
4
40
Итого:
165
4
5
4
2
69
248
4. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ДПП «ЖИВОПИСЬ»
нормативный срок обучения 5 лет
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Предметная область «Художественное творчество»
ПО.01.УП.01. Рисунок
ПО.01.УП.02. Живопись
ПО.01.УП.03. Композиция станковая
Предметная область «История искусств»
ПО.02.УП.01. Беседы об искусстве
ПО.02.УП.02. История изобразительного искусства
Предметная область «Пленэрные занятия»
ПО.03.УП.01. Пленэр
Вариативная часть
В.01. Скульптура
В.02. Компьютерная графика
В.03. Прикладная композиция
5. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И
ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ УЧАЩИМИСЯ
Оценка качества освоения учебных предметов включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию в конце каждого полугодия
учебного года, итоговую аттестацию в конце обучения.
Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестации учащихся
проводятся на основе материалов фондов оценочных средств, включающих типовые
задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разработаны
с учетом ФГТ и соответствуют целям и задачам программы «Живопись», ее
учебному плану и призваны обеспечить оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в области
изобразительного искусства.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные
работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры, выставки.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. По итогам текущего контроля
выставляется оценка за каждую четверть по следующим предметам:
- рисунок;
- живопись;
- композиция станковая.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов
(в конце I полугодия), контрольных уроков, зачетов и переводных экзаменов (в конце
II полугодия) в каждом учебном году. Контрольные уроки, зачеты и переводные
экзамены осуществляются в виде письменных работ, устных опросов,
просмотров учебных работ, выставок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за
пределами аудиторных учебных занятий. По итогам промежуточной аттестации
выставляется оценка за каждое полугодие по следующим предметам:
- рисунок;
- живопись;
- композиция станковая;
- история изобразительного искусства;
- беседы об искусстве;
за второе полугодие по предметам:
- скульптура (вариативная часть)
- компьютерная графика (вариативная часть)
- прикладная композиция (вариативная часть)
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об
окончании Школы.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по
предметам:
1) Рисунок;
2) Живопись;
3) Композиция станковая;
4) История изобразительного искусства;
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Временной интервал между выпускными экзаменами составляет не менее трех
календарных дней.
На основании ФГТ Школой разрабатываются: содержание промежуточной
аттестации и условия ее проведения; критерии оценок промежуточной аттестации и
текущего контроля успеваемости учащихся. Для
аттестации
учащихся
разрабатываются преподавателями и утверждаются Методическим советом Школы
фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы,
тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения
и навыки.
Требования к содержанию текущего контроля, промежуточной и итоговой
аттестации, условия их проведения разрабатываются и реализуются на основании
ФГТ, отражены в соответствующих локальных нормативных актах Школы.
По итогам текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации
выставляется оценка по пятибалльной шкале. Согласно ФГТ, данная система оценки
качества исполнения является основной. В связи со сложившимися традициями
Школы, с учетом целесообразности оценка качества знаний, умений и навыков
учащихся может быть дополнена системой «+» и «-», что дает возможность
более конкретно оценить результат обучения.
Критерии оценок (общие):
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное
выполнение работы, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
4 («хорошо») отметка отражает грамотное выполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле).
3 («удовлетворительно») выполнение работы, с большим количеством
недочетов.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных занятий.
В случае проведения зачета (без отметки) отражается достаточный уровень
подготовки на данном этапе обучения.
При выведении итоговой оценки учитываются:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на контрольном уроке.
Более конкретные критерии оценок содержатся в программах учебных
предметов. Оценки выставляются по окончании каждой четверти, полугодий
учебного года, а также по результатам промежуточной и итоговой аттестации.
6. ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ,
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Общие положения
Программа методической, просветительской, творческой деятельности
МБУ ДО «Детская школа искусств» является составной частью образовательной
программы Школы, локальным нормативным документом, регулирующим эти
виды деятельности между участниками образовательного процесса.
Программа методической, творческой, просветительской деятельности Школы
направлена на:
- обеспечение высокого качества художественного образования, его
доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества;
- создание развивающей образовательной среды;
- организацию мероприятий по видам деятельности на различных уровнях;
- активное участие преподавателей и учащихся в конкурсной и
выставочной деятельности;
- организацию методической, творческой,
просветительской
деятельности совместно с учреждениями культуры и искусства и другими
образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и
высшего профессионального образования,
реализующими
основные
профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида
искусства.
Ожидаемые результаты от реализации Программы:
- повышение качества художественного образования детей;
- сформированный системный и комплексный подход к планированию,
структурированию и оптимизации всех видов деятельности Школы;
- активизация всех субъектов образовательного процесса через участие в
деятельности Школы;
- повышение качественного уровня проведения мероприятий по видам
деятельности;
- создание эффективной системы взаимодействия и сотрудничества с
образовательными учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями
культуры города Богданович.
В период перехода Школы на реализацию дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
во всех мероприятиях данной Программы принимают участие как учащиеся по
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в
области искусств, так и учащиеся по программам дополнительного образования
детей художественно-эстетической направленности.
2. Цели и задачи
Цель Программы: Обеспечение качества художественного образования через
системный и комплексный подход в организации методической, творческой,
культурно-просветительской деятельности Школы.
Задачи Программы:
- обеспечение высокого качества художественного образования, его
доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества;
- планирование, структурирование и оптимизация всех видов деятельности
Школы;
- сбалансированность работы преподавателей по видам деятельности;
- обновление содержания и повышение качества художественного
образования;
- создание развивающей образовательной среды;
- обобщение и распространение передового опыта педагогического
сообщества на различных уровнях;
- привлечение внимания профессионального сообщества и социума к
деятельности Школы;
- воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- расширение форм социального партнерства;
- активизация взаимодействия муниципальных образовательных
учреждений культуры и профессиональных учебных заведений;
- информационное сопровождение деятельности Школы.
Но основная задача творческой и просветительской деятельности – это
творческое развитие обучающихся и потребность в общении с искусством.
3. Формы реализации
Профессиональная направленность образования в ДШИ предполагает
организацию творческой деятельности путем проведения конкурсов, выставок,
посещения музеев. Учащиеся ДШИ имеют возможность показать свои лучшие
работы жителям города и района. Участие обучающихся в конкурсах и
выставках дает им почувствовать востребованность своего творчества,
увлекает, полностью захватывает их и тем самым учит самовыражаться путем
художественного творчества. Они начинают этим жить, сохраняя душевное
равновесие и душевное здоровье. Наличие у обучающихся творческих и
интеллектуальных способностей связано с постоянным участием в творческих
мероприятиях. Участие в конкурсах и выставках предоставляет возможность
состязаться с другими обучающимися в школе. Немаловажное значение для
обучающихся имеет пример творческого мастерства самих преподавателей, их
участие в городских выставках.
Конкурсная и выставочная деятельность преследует следующие цели:
- стимулировать интерес общественности, родителей, обучающихся к
художественному творчеству;
- выявлять и поддерживать юные дарования, тем самым способствовать
развитию изобразительного творчества.
Планируемые наиболее значительные ежегодные мероприятия культурнопросветительской работы школы:
- персональные выставки преподавателей;
- общегородские выставки (выставка посвященная дню города, выставки
связанные с календарными праздниками городского уровня и др.);
- общешкольные открытые мероприятия (Праздник «Посвящение в юные
художники», защита дипломных работ, выпускные вечера и др.);
- социальное партнерство (организация выставок в библиотеке, в музеях,
общеобразовательных школах города и района);
- оформление выставочного зала различными экспозициями
4. Методическая работа
методической работы школы проводятся
В рамках
следующие
мероприятия:
- разработка педагогами школы собственных методических разработок и
пособий и их трансляция, учебных программ по преподаваемым ими предметам в
рамках образовательной программы (по необходимости).
- осуществление педагогами творческой выставочной и конкурсной работы;
- посещение педагогами семинаров и мастер-классов, организованных
другими ДХШ и ДШИ других городов (г. Заречный, г. С-Лог)
- ознакомление педагогов с новой методической и периодической
литературой по профилю;
- использование различных форм методической работы: взаимопосещение,
открытые уроки.
Методическая работа в ДШИ является одним из средств управления
учебно-воспитательным процессом, преподаватели решают различные вопросы
по методике, формам, средствам и методам преподавания.
Методическая работа направлена на совершенствование образовательного
процесса, форм, методов деятельности и мастерства педагогических работников
на реализацию
программы «Живопись», Закона «Об образовании», на
использование передового опыта ведущих педагогов изобразительного
искусства.
С этой целью проводятся Методические совещания, порядок работы
которых определяется Уставом и «Положением о Методическом совещании
школы». Методические совещания проходят один - два раза в месяц.
В этом учебном году преподаватели в первую очередь вплотную
занимались программой «Живопись», перерабатывали примерные учебные
программы, исходя из традиций и возможностей нашей школы.
Все, что касалось содержания учебных программ, проходило через
обсуждения на Методических совещаниях.
Программа «Живопись» перерабатывается на Методических совещаниях,
где вносятся свои дополнения и изменения в типовую программу, исходя из
нашего контингента обучающихся и условий для проведения учебных занятий.
Педсовет принимает и согласовывает учебные планы и учебные
программы.
При реализации программы Живопись
обязательно должна
осуществляться планомерная методическая работа, направленная на
совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов
деятельности методической работы, мастерства педагогических работников.
Большое значение в методической работе отведено промежуточным и
итоговым просмотрам и обсуждению учебных работ обучающихся, проводимых
по окончании каждой четверти и пленэра. На таких просмотрах видны успехи и
недочеты в работах обучающихся каждого класса и естественно недоработки
преподавателя. Обсуждения работ и указание недостатков дает определенный
толчок в дальнейшей работе преподавателю.
Цель работы Методических совещаний: Обеспечение гибкости и
оперативности методической работы , повышение квалификации педагогических
работников, формирование профессионально значимых качеств преподавателей,
роста их профессионального мастерства. Повышение научно-методического и
профессионального уровня преподавателей.
Задачи и содержание Методических совещаний:
- создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно
сохраняющего
традиции
школы,
стремящегося
к
постоянному
профессиональному
самосовершенствованию,
развитию
воспитательнообразовательного процесса, повышению продуктивности педагогической
деятельности;
- методическое обеспечение деятельности ДШИ;
- информирование преподавателей о результатах научных исследований и
передового опыта в области педагогики, психологии, преподаваемых предметов;
- оказание действенной помощи преподавателям в совершенствовании их
профессиональной подготовки, в выработке необходимых умений и навыков;
- изучение профессиональных достижений преподавателей, обобщение
ценного опыта каждого и внедрение его в практику работы коллектива;
- стимулирование инициативы и активизирование творчества членов
педагогического коллектива в творческой деятельности, направленной на
совершенствование, обновление и развитие образовательного процесса в работе
преподавателей ДШИ;
- анализирование результатов педагогической деятельности, выявление и
предупреждение ошибок и перегрузок обучающихся и преподавателей;
- способствование развитию личностно-ориентированной педагогической
деятельности,
обеспечение
условий
для
самообразования,
самосовершенствования и самореализации личности преподавателя.
5. Воспитательная работа и работа с родителями
Воспитательная работа школы направлена на формирование творческой
активности обучающихся, воспитание толерантности, патриотизма, здорового
образа жизни через организацию и проведение внутришкольных и
внутриклассных мероприятий, праздников, посещение выставок школы и
города.
Воспитательная работа школы учитывает реальные возможности и
потребности разновозрастного контингента обучающихся, помогает каждому
ребенку социально адаптироваться, сформировать общие и ключевые
компетенции в области искусства, стимулирует самообразование и саморазвитие.
Воспитательная система школы не будет эффективно развиваться без
взаимодействия с семьями учеников. Оно может выражаться в самых разных
формах: координации воспитательных усилий, осуществлении какой-либо
совместной деятельности, коллективного принятия решений.
Цель работы с родителями: объединить усилия семьи и школы,
скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также
сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».
Задачи:
- познавательная - формировать представление родителей о содержании
работы школы, направленной на личностно-ориентированное развитие ребенка;
- воспитательная - создавать условия для участия родителей в
составлении
индивидуальных
программ
(индивидуальная
помощь,
консультирование родителей и т.д.);
- развивающая - знакомить родителей с результатами развития ребенка на
разных возрастных этапах, перспективой его дальнейшего обучения и воспитания;
- социальная - оптимизировать работу с родителями с помощью
разнообразных методов и приемов, продолжить традиции взаимоотношений «школа
искусств - семья».
Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны
должны быть
заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших
качеств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и
уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это
помогает и педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у
ребенка тех качеств, которые необходимы для его самоопределения и
самореализации.