СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1
Область применения программы
1.2.
Цели и задачи изучения курса
1.3
Основное содержание обучения с распределением учебных часов по
разделам курса
1.4
Формы проведения учебных аудиторных занятий
2.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ И ПРЕДМЕТАМ
ПРОГРАММЫ «ЖИВОПИСЬ»
3.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИО-НАЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
3.1
Учебный план
4.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4.1. Планируемые результаты
5.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
5.1 Аттестация: цели, виды, форма, содержание
5.2 Система и критерии оценок промежуточной и итоговой атте-стации
результатов освоения ОП обучающимися
5.3 Контрольные требования на разных этапах обучения
6.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
7.
ЛИТЕРАТУРА ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМ-МЫ
«ЖИВОПИСЬ»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Область применения программы
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа (ОП)
в области изобразительного искусства «Живопись» разработана на ос-нове
федеральных государственных требований (далее – ФГТ) и содержит
следующие разделы:
- пояснительная записка;
- организации художественной деятельности по предметным областям и
предметам программы «Живопись»;
- учебный план;
- график образовательного процесса;
- требования к уровню подготовки обучающихся программы учебных предметов, курсов;
- система и критерии оценок достижения планируемых результатов освоения программы, промежуточной и итоговой аттестации;
- программа творческой, методической и культурно-проветительской
деятельности.
МБУ ДО ДШИ г. Багратионовска на основании лицензии реализует в
полном объёме данную дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области изобразительное искусство «Живопись» в
соответствии с федеральными государственными требованиями по видам искусств срокам реализации 8лет.
При осуществлении образовательной деятельности по программе «Живопись» определяется содержание и организация образовательного процесса в
ДШИ с учетом:
- обеспечения преемственности программы «Живопись» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего профессионального образования в области изобразительного искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся и направлена на срок ее реализации:
- 8 лет – для детей, потупивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до 9 лет;
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть
увеличен на один год. Реализовывать программу «Живопись», образователь-ное
учреждение имеет право в сокращенные сроки, а также по индивидуаль-ным
учебным планам с учетом ФГТ.
1.2 Цели и задачи программы «Живопись»
Цели и задачи программы«Живопись» формулируются с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», определяющих направленность образовательной программы, а именно:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в ран-нем
детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
Для реализации поставленных целей, необходимо решать следующие
задачи:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навы-ков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образователь-ные
программы в области изобразительного искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации,
умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного
отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса и возрастных особенностей обучаемых.
1.3 Основное содержание обучения с распределением учебных часов по
разделам курса.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения реализуется школой с общий объем аудиторной нагрузки обязательной части с необходимым сроком обучения.
Предусмотренные консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам. творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Итоговая государственная аттестация (выпускные экзамены) выделе-на в
отдельный нормативный акт.
1.4 Формы проведения учебных аудиторных занятий Проведение учебных
аудиторных занятий, предусмотренной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой (ОП) в
области изобразительного искусства «Живопись» имеет следующие формы:
Формы организации процесса обучения:
-групповые занятия (от 11человек);
- мелкогрупповые занятия(от 4 – 10 человек).
Нестандартные формы обучения:
-индивидуальные занятия, предусмотренные учебным планом.
Формы организации воспитательной работы:
- групповые собрания,
- конкурсы, игры, походы на пленэры; экскурсии,
- совместные праздники и др.
Формы организации работы с родителями:
- индивидуальная работа,
- родительские собрания (групповые, общешкольные), совместные коллективные творческие дела,
- родительские комитеты и др.
В ДШИ установлены следующие виды аудиторных учебных занятий:
урок, мастер-класс, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие и др.
Вариативная форма проведения занятий, учитывает исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
Программа «Живопись» направлена на творческое, эстетическое, духов-
но-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения
им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и
постижению изобразительного искусства.
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ И ПРЕДМЕТАМ
ПРОГРАММЫ «ЖИВОПИСЬ»
Программа «Живопись» отражает последовательность изучения разделов и тем с указанием распределения учебных часов по разделам и темам
учебного предмета, из расчета максимальной учебной нагрузки и самостоятельной работы обучающегося, а также аудиторных занятий.
2.1.Содержание обязательной части программы
Минимум содержания программы «Живопись» обеспечивает целост-ное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в
процессе освоения ОП художественно-исполнительских и теоретических
знаний, умений и навыков.
Программой «Живопись» со сроком обучения 8 лет предусмотрены три
предметные области (ПО):
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет об-щий
объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2523 часа, в том
числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество:
УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование – 196 часов,
УП.02.Прикладное творчество – 196 часов,
УП.03.Лепка
УП.04.Рисунок
–
196
–
часов,
561
час,
УП.05.Живопись – 495 часов,
УП.06. Композиция станковая – 363 часа;
ПО.02.История искусств:
УП.01.Беседы об искусстве – 98 часов,
УП.02.История изобразительного искусства – 165 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия:
УП.01.Пленэр – 140 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения
обучающимися
дополнительных
знаний,
умений
и
навыков.
Учебные предметы вариативной части определяются ДШИ самостоятельно, где
объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия
обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем максимальной нагрузки обучающихся составляет 26 часов в неделю, а аудиторная нагрузка – 14 часов.
Каждый предмет вариативной части заканчивается контрольным уроком, зачетом или экзаменом.
Предусмотренные консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам. творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Итоговая государственная аттестация (выпускные экзамены) выделе-на в
отдельный нормативный акт.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие це-лью
изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для ра-боты с
живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени,
предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет
продолжительность учебного года составляет: с первого по третий класс - 39
недель, с четвертого по восьмой – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы -33
недели.
Бюджет времени в неделях при обучении 8 лет.
Аудиторные
занятия, в
том числе
Промежупромежуточточная аттеКлассы ная аттестастация
ция в виде
(экзамены)
зачетов и
контрольных
уроков
I
32
1
II
33
1
III
33
1
IV
33
1
V
33
1
VI
33
1
VII
33
1
VIII
33
Итого:
263
7
Резерв учебного
времени
Пленэр
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
3
Итоговая
аттестация
Каникулы
Всего
2
2
18
17
17
16
16
16
16
4
120
52
52
52
52
52
52
52
40
404
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются: с первого по третий классы – 13 недель, с четвертого по
седьмой классы – 12 недель. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из
расчета одной недели в учебном году.
Самостоятельная работа обучающихся в программе определяет все
виды внеаудиторной работы, в число которых может входить выполнение
домашнего задания, посещение учреждений культуры (картинных галерей,
музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, пленэрах,
выставках, конкурсах, форумах, и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определенс учетом сложившихся педагогических тради-ций
и методической целесообразности.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным
предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего
задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и ос-
новного общего образования, реального объема активного времени суток.
Организация художественной деятельности по предметным областям и
предметам программы «Живопись» предусматривает творческую – культур-нопросветительскую работу внутреннюю и внешнюю, к которой относятся
конкурсы, фестивали и подобные им мероприятия, помимо образовательных и
творческих функций ДШИ проводит методическую работу.
Программой предусмотрено обучение детей по индивидуальному пла-ну.
Возможны сокращенные сроки обучения для детей, имеющих достаточ-ный
уровень знаний, умений и навыков для освоения программы «Живо-пись». В
выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.
2.3 Распределение бюджета времени в неделях
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель.
Летние каникулы устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по
четвертый классы – 12 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных
программ начального общего и основного общего образования.
Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Учебный план программы «Живопись» предусматривает следующие
предметные области:
- изобразительное творчество; пленэрные занятия;
- история искусств.
Разделы включают:
консультации;
промежуточную аттестацию;
итоговую аттестацию.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, кото-рые
состоят из учебных предметов.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповыхзанятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от
11 человек).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись»
Нормативный срок обучения – 8 лет
2,4
294
294
98
98
196
196
2,4,6
2,4,6
7,9…
-15
8…
-12,16
7,9…
ПО.01.УП.04.
Живопись
891
396
495
ПО.01.УП.05.
Рисунок3)
957
396
561
ПО.01.УП.06.
Композиция станковая
924
561
363
8-й класс
196
7-й класс
196
6-й класс
392
5-й класс
2523-2951
2523
4-й класс
19592387
1959
1745
3-й класс
448253381)
4482
3752
7
2-й класс
Экзамены
Структура и объем ОП
Мелкогрупповые
занятия
Индивидуальные
занятия
5
1-й класс
Зачеты, контрольные
уроки
9
4
ПО.01.УП.02.
ПО.01.УП.03.
ПО.01.УП.01.
8
3
6
Распределение по годам обучения
(по
2)
полугодиям)
2
Обязательная часть
Художественное творчество
Основы изобразительной
грамоты и рисование
Прикладное творчество
Лепка
ПО.01.
Промежуточна
я аттестация
Групповые занятия
Аудиторные
занятия
(в часах)
Трудоемкость в часах
1
Наименование частей,
предметных областей, разделов
и учебных предметов
Самос
т.
работ
а
Трудоемкость в часах
Индекс
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
Макс
имальн
ая
учебн
ая
нагру
зка
Количество недель аудиторных занятий
32
33
33
33
33
33
33
33
10
11
12
13
14
15
16
17
Недельная нагрузка в часах
2007
2
2
2
2
2
2
2
2
8…
-14
3
14
4
2
2
2
2
3
6
8…
-15
ПО.02.
ПО.02.УП.01.
История искусств
Беседы об искусстве
История изобразительного
искусства
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным
областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия 4)
ПО.02.УП.02.
ПО.03.УП.01.
Пленэр
Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем предметным
областям:
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов
по трем предметным областям:
В.00.
Вариативная часть5)
В.01.
Скульптура
В.02.
Композиция прикладная
В.03.
Компьютерная графика
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной
части:
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной
части:6)
Всего количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов:
К.04.00.
Консультации7)
Основы изобразительной
К.04.01.
грамоты и рисование
К.04.02.
Прикладное творчество
К.04.03
Лепка
К.04.04.
Рисунок
К.04.05.
Живопись
477
214
147
49
330
165
4229
1959
263
9
8
2,4,6
1
1
8…
-14
2270
7
7
2270
11,5
11,5
165
140
140
140
140
4369
1959
1
1
1
9
9
10
11
17
17
21
22
28
28
28
28
1
1
1
1
1
1
28
2410
1
329
33
460
230
230
132
66
66
10
8
1-6,
9-16
9-12
1
1
2812
8
8
8
10
11
11
12
13
2812
13,5
13,5
13,5
21
21
21
25
26
4
4
4
4
54
-
1
329
33
113
1
2410
658
66
2288
1
8…
-16
34
5027
-14
10
Годовая нагрузка в часах
113
6
2
2
2
6
6
20
20
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
К.04.06.
К.04.07
К.04.08
Композиция станковая
Беседы об искусстве
История изобразительного
искусства
1
1
ПА.05.01.
Промежуточная (экзамены)
7
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
2
8
8
8
8
2
2
2
4
1
1
1
1
2
1
12
Аттестация
Композиция станковая
История изобразительного
ИА.05.02.02.
искусства
Резерв учебного времени7)
2)
3
А.05.00.
ИА.05.02.01.
1)
40
Годовой объем в неделях
1
1
1
1
1
8
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор образовательного учреждения (далее – ОУ) предлагается
минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана
обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются
неизменными, вариативная часть разрабатывается ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на
занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной
части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части
необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ОУ «Вариативной части» ОП, а также
введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции
подготовки кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда
для педагогических работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация
обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр
необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5…-15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» – и четные и
нечетные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8)
по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ОУ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде
контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ. По усмотрению ОУ
оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти.
3)
4)
5)
6)
7)
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время,
отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на
аудиторные занятия.
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце
(кроме 8 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 4-8 классы – по 28 часов в год.
В данном примерном учебном плане ОУ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ОУ
может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.04.-В.09.) или
самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов
каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной ОУ той или иной формой контроля (контрольным
уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной
форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного
времени. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее
окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Бюджет времени в неделях
Классы
Аудиторные
занятия, в том
числе
промежуточная
аттестация в
виде зачетов и
контрольных
уроков
Промежуточная аттестация
(экзамены)
Резерв учебного времени
Пленэр
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Итого:
32
33
33
33
33
33
33
33
263
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
4
Итоговая аттестация
Каникулы
Всего
2
2
18
17
17
16
16
16
16
4
120
52
52
52
52
52
52
52
40
404
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание программы «Живопись» обеспечивает художественноэстетическое
развитие
личности
и
приобретение
ею
художественно-
исполнительских и/или теоретических знаний, умений и навыков.
В разделе данной программы сформулированы результаты учебного процесса с учетом ФГТ. Раздел содержит перечень знаний, умений, навыков, личностных качеств, приобретение которых в процессе обучения должна обеспечивать программа, в том числе:
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации,
- приобретение навыков творческой деятельности,
- умение планировать свою домашнюю работу,
- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
- умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе,
- уважительное отношение к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
- определение наиболее эффективных способов достижения результата.
Результаты обучения связаны с целями и задачами учебных предметов, и
могут быть представлены на различных этапах обучения.
Планируемые результаты освоения программы «Живопись» являются
одним из важнейших механизмов реализации федеральных государственных
требований к результатам обучающихся, освоивших данную программу. Они
представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей
образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обес-
20
печивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
• обеспечивают связь между федеральными государственными требованиями, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области изобразительного искусства «Живопись», уточняя и конкретизируя
общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для
каждой программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфик обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также
для системы оценки качества освоения данной программы.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим
методологическую основу ФГТ, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом,
позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические
задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к
реальным жизненным ситуациям.
Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:
- определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития обучаемого;
- определения возможностей овладения обучаемых учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и
умений, являющихся подготовительными для предметов по изобразительному
искусству;
- выделения основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем дополнительного предпрофессионального обра-
зования, педагогов, обучающихся.
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной
программе выделяются следующие уровни описания.
Цели – ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о
смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по
отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования,
как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорно-го
учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу
целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной
программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения
опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора
данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а
также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких
знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима
для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть
освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и
по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность
обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового
уровня служит единственным основанием для положительного решения вопро-са
о возможности перехода на следующую ступень обучения.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний,
умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в
блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут
продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий
уровень мотивации и способностей. Эта группа целей не отрабатывается со
всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности
учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности
учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени
обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе
процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, частично задания, ориентированные на
оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в
материалы итогового контроля. Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику
роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом
невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка
достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием
для перехода на следующую ступень обучения.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательных
программ рассчитанным на 8 лет обучения.
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества ПО.ХТ.01.00: знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками,
эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи
их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области истории искусств ПО.ИИ.02.00:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;
- умения использовать полученные теоретические знания в художественной
деятельности;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
в области пленэрных занятий ПО.ПЗ.03.00:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно
меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости; умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;
- умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция».
Личностные результаты изучения изобразительного искусства:
• в ценностно-ориентационной сфере:
—
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
—
принятие мультикультурной картины современного мира; •
в трудовой сфере:
—
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении прак-
тических творческих работ;
—
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траекто-
рии;
• в познавательной сфере:
—
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусст-
ва.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать
свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы форми-
рования коммуникативных умений.
В области предметных результатов обучаемый должен научиться: •
в познавательной сфере:
—
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять
место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
—
осваивать
основы
изобразительной
грамоты,
особенности
образно-
выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
—
приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятель-
ности;
—
различать изученные виды пластических искусств;
—
воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного об-
раза произведений пластических искусств;
—
описывать произведения изобразительного искусства и явления культу-
ры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
—
формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жиз-
ни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
—
развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувство-
вать и воспринимать пластические искус-ства во всем многообразии их видов и
жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
—
понимать ценность художественной культуры разных народов мира и ме-
сто в ней отечественного искусства;
—
уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное
отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в
произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
—
ориентироваться в социально-эстетических и информационных комму-
никациях;
—
организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусст-
ва;
• в эстетической сфере:
—
реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-
творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию
личности на эстетическом уровне;
—
развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию,
формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на
материале пластических искусств;
—
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинст-
вах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь
выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
—
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям
своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический
кругозор.
• в трудовой сфере:
—
применять различные выразительные средства, художественные мате-
риалы и техники в своей творческой деятельности.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:
возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного
искусства;
художественный образ и художественно-выразительные средства живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие
произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в
различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
Примерные программы учебной дисциплины по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» составлены из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений дополнительного предпрофессионального образования.
5. Формы и методы контроля, система оценок
При планировании текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся следует руководствоваться Рекомендациями по организации промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, опубликованными в Сборнике материалов для детских школ искусств «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» (Москва,
Минкультуры России, 2012. – Ч.1).
5.1 Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется по установленной школой, пятибалльной и зачетной системе оценок. Формы промежуточной аттестации: экзамены, контрольные уроки и контрольные прослушивания. Промежуточная аттестация проводится 3-4 раза в
течение учебного года. Форма, порядок и периодичность промежуточной аттестации устанавливаются учебными планами.
Формы текущего контроля (контрольные работы, устные опросы, аудиторные работы, тестирование, творческий просмотр, творческий показ, выставки, технические зачеты и пр.),
-
формы промежуточной аттестации (контрольные уроки, зачеты и
экзамены, проводимые в виде технических зачетов, выставок, творческого просмотра и пр.) указываются в программе учебного предмета по разделам или
темам учебного предмета.
-
формы учета учебных достижений учащихся: смотры, конкурсы,
выставки в урочной и внеурочной деятельности;
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются все три
вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного учебным предметом. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании ФГТ. ДШИ разрабатываются
критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных
средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Экзамены проводится в период промежуточной (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится
до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две
недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все
учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем
учебном году.
Содержание
экзаменационных
материалов
разрабатывается
преподавателем учебной дисциплины, обсуждается на заседании отдела и
утверждается заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за
месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.
При проведении экзамена применяются вопросы, практические задания.
До экзамена содержание экзаменационных заданий до обучающихся не доводится.
В начале соответствующего учебного полугодия до сведения обучающихся
доводится информация о форме проведения экзамена по учебной дис-
циплине:
- Основы изобразительной грамоты и рисования (6 полугодие); Рисунок (14 полугодие);
- Живопись (8-14 полугодие);
- Композиция станковая (8-14 полугодие);
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями, в том числе и преподавателем, который вел данную дисциплину, кандидатуры которых были согласованы с Методическим советом и утверждены руководителем ДШИ.
Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4
(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).
Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание основных художественных школ, исторических периодов разви-
тия изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного искусства;
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции;
наличие кругозора в области изобразительного искусства.
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена по учебной дисциплине, по которому обучающийся получил неудовлетворительную
оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение об аттестации обучающихся».
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.
5.2 Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы «Живопись» представляет собой один из инструментов реализации
ФГТ к результатам освоения данной программы и направлена на обеспечение
качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые
результаты освоения обучающимися данной программы «Живопись».
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей
системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного
образования. Её основными функциями являются ориентация образователь-
ного процесса на достижение планируемых результатов освоения о образовательной программы и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
В соответствии с ФГТ ДШИ разработаны критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся, а также созданы фонды оценочных средств, включающие исполнительские программы,
типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Творческая работа выявляет сформированность уровня изобразительной
грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки у обучающегося владений элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных
видах художественно-творческой деятельности, разными художественными
материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Любая творческая работа позволит реализовать собственный творческий
потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном
искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в
повседневной жизни.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в
обязательной части учебного плана.
Критерии и фонды оценочных средств соотносятся с содержанием программы учебного предмета.
5.3 Контрольные требования на разных этапах обучения
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдель-
ным темам пройденного материала)
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения, фиксируется в журналах, ведутся мониторинги.
Тестовые материалы ориентированы на выявление уровня знаний теоретического материала
и предназначены для итогового контрольного опроса
обучающихся.
Отчетные просмотры законченных работ по окончании каждого года
обучения определяют, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Реализация образовательных программ в области искусств предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв
учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном
году. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного
времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать
как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на
период летних каникул.
В случае если ФГТ по учебному предмету предусмотрена итоговая
атте-стация обучающихся, требования к ее содержанию определяются на
основании соответствующих ФГТ. В качестве форм подведения итогов по
программе ис-пользуются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в
выставках различного уровня. Для учёта участия детей в выставках и
конкурсах
используются
жур-налы
учета
обучаемых
в
системе
дополнительного образования.
Итоговые результаты (интегративные качества) отражаются в
портре-те выпускника, в котором отражаются качества и степень их
сформированно-сти.
Для выделения содержания мониторинга необходимо соотнести те результаты, на достижение которых направлена используемая программа, с теми
качествами, которые определены в федеральных государственных
требованиях как планируемые результаты освоения программы.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов
ос-воения программы осуществляется один или два раза в год (например,
май или октябрь-май).
Портфель
достижений
представляет
собой
специально
организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс
и достижения обу-чающегося в различных областях. Портфель достижений
является оптималь-ным способом организации текущей системы оценки.
При этом материалы портфеля достижений должны допускать проведение
независимой оценки, на-пример при проведении аттестации педагогов.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты,
достигну-тые обучаемым не только в ходе учебной деятельности, но и в
иных формах активности: творческой, протекающей как в рамках
повседневной школьной практики, так и за её пределами.
Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе
обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, реализуемых в
рамках образовательной программы. Обязательной составляющей портфеля
достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и
итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной
оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и
оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ При
этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как
минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по рисунку, живописи и композиции, а также уровень овладения метапредметными
действиями.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и
способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и
учебно-практических задач средствами данного предмета. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы,
как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты
выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не
менее 50% заданий базового уровня.
2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не
менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а
результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от
максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не
зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов,
сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном
освоении данным обучающимся дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
6. Методическое обеспечение учебного процесса
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр,
адаптированных для и среднего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у
детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие
условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом наглядности.
Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с
учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в
студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу
выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка,
создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная
личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Так как занятия проходят во второй половине дня, то «перегрузка» детей
теоретическими занятиями не позволяет педагогу добиться желаемого результата. Таким образом, теоретические занятия в ДШИ проходят в игровой форме,
либо на выездных мероприятиях: экскурсиях, тематических поездках.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса органи-
зации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности –
методика структурирования занятий по ИЗО.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи,
которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с
этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему
занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров,
лучшие детские работы.
При этом педагог может предложить обучаемым просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную
почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень
важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо,
палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или
лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает
творческие возможности работы над определённым заданием.
Обучающиеся после объяснения приступают к работе. Их практическая
деятельность строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно
провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях
программа обеспечена специальным набором игровых приёмов. На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу,
внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях
музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить
игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с
игровыми заданиями. Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты
«шедевр».
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой,
рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его
способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобра-
зительной деятельности детей.
Для реализации программы «Живопись» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
выставочный зал,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку),
мастерские,
учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
ДШИ должно иметь натюрмортный фонд и методический фонд.
Дидактические материалы
Таблицы (комплекты):Хохлома, Гжель, Урало-сибирская роспись, Полхов-Майдан, Мезенская роспись, Дымковская игрушка, Жостово
Введение в цветоведение.
Декоративно-прикладное искусство.
Наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных
заданий и др., используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию
фантазии, воображения и проверочных занятий.
Методический фонд:
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных
промыслов
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования (2 набора)
Коллекция бабочек для рисования
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных. Тела
геометрические
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Составной частью дидактических материалов является подобранный к
программе натюрмортный фонд.
Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:
Предметы быта:
а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);
б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли,
кофейники);
г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
д) Предметы декоративно-прикладного искусства
е) Музыкальные инструменты
ж) Природные элементы
з) Муляжи
и) Чучела птиц и животных
к) Драпировки
л) Гипсовые предметы
Библиотечный фонд ДШИ укомплектовывается печатными и/или электронными
изданиями
основной
и
дополнительной
учебной
и
учебно-
методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы «Живопись». Основной учебной
литературой по учебным предметам предметной области «История искусств»
обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете
1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Материально-техническая база оснащения программы
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предме-
тов, оснащаются средствами обучения:
- видеооборудованием (телевизор, видеомагнитофон (DVD), диапроектор, экран);
- учебной мебелью (тумбочка на колесах для технических средств обучения, учебные столы, с возможностью установки наклона рабочей плоскости и
размещения красок и др. инструментов, стулья, стеллажи для хранения детских
работ, художественных материалов, методического фонда, шкафы)
- мольбертами, планшетами для рисования;
- доской большой универсальной (с возможностью магнитного крепления и
зажима для плакатов).
Аудитории
оформляются
наглядными
пособиями.
Материально-
техническая база ДШИ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ДШИ должно соблюдать своевременные
сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во многом
зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.
Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены
лучшими детскими работами.
Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и
электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива
грязной воды.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и
учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные
приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.
Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно
иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные
технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, про-
ектор, видеоплеер и др.).
В случае реализации ДШИ в вариативной части учебных предметов
«Компьютерная графика», «Основы дизайн-проектирования» учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением.
Программа «Живопись» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
Требования, предъявляемые к педагогическим работникам
Реализация программы «Живопись» обеспечивается педагогическими
работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять
не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны
иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических
работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в
объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих
лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические
работники ДШИ должны осуществлять творческую и методическую работу.
ДШИ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Живопись», использования передовых педагогических технологий.
Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо
обладать определенными способностями к работе в сфере художественного
творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.
Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а
также своеобразным режиссером проводимых им занятий. Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.
От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный
процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих
способностей, почувствует себя юным художником.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и художественными изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
7. ЛИТЕРАТУРА ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«ЖИВОПИСЬ»
Основная литература:
1.
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобрази-
тельному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с. 2.
Доля С. И. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по
учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с. 3.
Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по
учебникам Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского. –
Волгоград: Учитель, 2008. – 171 с.
4.
Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по
учебникам Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских под ред. Б. М.
Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с
5.
Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по
учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы» в 2 частях. Часть 1. – Волгоград: Учитель - АСТ,
2004. – 96 с.
6.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. –
М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
7.
Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.:
Просвещение, 1985. – 75 с.
8.
Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по
программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.
9.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для на-
чальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
10.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное ис-
кусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. –
191 с.
11.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение
приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. –
139 с.
12.
Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по
учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175
с.
13.
Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по
учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2006. – 141
с.
Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по
14.
учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 255
с.. ина,
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учите-
15.
лей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по
16.
учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. –
119 с.
17.
Феодор Л.Композиционные задачи и выразительные средства в рисунке и
живописи. – М. изд-во «КосмоПринт»,2012
Литература для обучающихся
1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 20012002.
5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000. 6.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.:
РОСМЭН, 2003.
8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
10.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
11.Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Дополнительная литература для обучающихся
1. Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
2. Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 1 кл. – 5-е изд.,
стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 63 с.
3. Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 2 кл. – 4-е изд.,
стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 65 с.
4. Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 3 кл. – 2-е изд., М.: Дрофа, 2006. – 66 с.
5. Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.:
ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
6. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. –
М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
7. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. –
М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
8. Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.:
ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
9. Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года
обучения. – Киев, Рад. шк., 1989. – 75 с.
10.Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Литература для родителей
1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
2. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
3. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
4. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: АмритаРусь, 2005.
5. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель,
2001.
6. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль:
Академия холдинг, 2001.
7. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Литература для педагога
1.
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
2.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
3.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,
2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном твор-
4.
честве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:
5.
Просвещение, 1985.
6.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
7.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000. 8.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс,
2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство,
9.
1995.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. –
10.
М.: МИПКРО, 2003.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ,
11.
Школьная книга, 2000.
12.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
13.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и обра-
зование, 2001.
14.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
15.
С.А.Левин, А.М.Михайлов, А.В.Щербаков, Рисунок и живопись. – М.:
Просвещение, 1981.
16.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
Дополнительная литература для педагога
1. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.:
Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
3. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:
Просвещение, 1985. – 75 с.
4. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
5. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. –
72 с.
6. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
7. Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2006.–96 с.
8. Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
9. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О.
В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010.- 77с.
10.Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
11.Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения,
задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.74 с.
12.Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и
контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
13.Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:
Академия развития, 1997.- 192 с.
14.Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусст-ва
для школ с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла (1-4 кл.)
15.Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративноприкладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
16.Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
17.Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и
детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001.
18.Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства.
Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
19.Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1
кл. – М.: Просвещение, 2000.