Общеразвивающая программа по изобразительному искусству творческой направленности Синяя Птица

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи
3. Содержание программы
3.1Учебный план.
3.2 Содержание учебного плана
4. Планируемые результаты реализации программы
5. Материально-технические условия
6.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
7. Список литературы

2

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа в области художественного искусства «Синяя птица»
для обучающихся в возрасте 4-6 лет разработана МБУ ДО «Детская школа искусств»
(далее – Школа) на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства Просвещения РФ от
09.11.2018г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по ДОП» и с учетом Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств в детских школах искусств по видам искусств, направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01- 39/06-ГИ.
Направленность программы «Синяя птица» - художественная.

Актуальность программы.
«Рисование на песке» раннего возраста направлено на развитие эмоциональной
отзывчивости, его творческого воображения, развитие межполушарного взаимодействия
и мелкой моторики, успешной адаптации. Манупулирование с песком гармонизирует
психоэмоциональное состояние ребенка раннего возраста в период адаптации.
Индивидуальные занятия могут содержать темы общего развития ребенка. Если
ребенок отходит от темы занятия, это значит, что для него очень важно в данный момент
времени получить опыт именно в этой деятельности. Инициатива ребенка-самое
важное. «Рисование на песочном столе» с использованием светового стола
многофункциональная и решает самые различные проблемы поведения детей:
агрессивность, непослушание, гиперактивность (только индивидуальные занятия).
Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость,
тревожность, страхи, ночные кошмары.
Рисование песком позволяет расслабиться, недаром говорят, что песок «заземляет»
негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы, поэтому работу с песком
полезно также проводить с агрессивными, гиперактивными и легко возбудимыми
детьми. Данная методика решает коммуникативные проблемы: поступление или смена
детского садика, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.
Развивающая программа для детей 4-6 лет.
«Синяя птица» (по развитию произвольного внимания, зрительно-моторной
координации, мелкой моторики с детьми старшего дошкольного возраста).
Программа созданная на основе изучения научной литературы, а также
практического опыта и интегративности видов деятельности из психологии, педагогики
и художественного творчества и литературы: Тупичкина Е.А. «Мир песочных
фантазий»: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand Аrt»
(для детей
дошкольного и младшего школьного возраста), М:АРКТИ,2017г., [5], Зейц М.
Пишем и рисуем на песке.- М.: Инт. 2010, [1], Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.,О.Н.Никитиной
«Путешествие в песочную страну», СПБ,2018г. [4]
3

Предложенные в программе средства и методы рисования песком эффективно
развивают у детей дошкольного возраста мышление, воображение, мелкую моторику
рук, зрительно-пространственную ориентировку и речь, что необходимо для развития
школьно-значимых функций. Они научились детализировать и углублять свои идеи,
мыслить гибко и оригинально, так же гармонизировалось психоэмоциональное
состояние детей - они стали более эмоционально устойчивыми и уверенными в себе и в
своих силах, выросла мотивация к получению новых знаний.
Данный подход в организации занятий по развитию произвольного внимания и
мелкой моторики важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития
ребенок готовится к школьному обучению, а данные психические процессы
необходимы для формирования школьно-значимых функций.
Её актуальность обусловлена тем, что средства и методы рисования песком
развивают произвольное внимание, мелкую моторику рук, более интенсивно и
гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается
мотивация ребенка к занятиям. А если учесть, что песок обладает замечательным
свойством снимать накопившееся напряжение, то в процессе образовательной работы
происходит и гармонизация психо-эмоционального состояния ребенка. Неординарный
подход в организации занятий по развитию творческого мышления важен в дошкольном
возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно
эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого
мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Режим занятий
Объем учебной нагрузки, запланированный на период обучения, составляет 136
часов.
Объем учебной нагрузки в неделю составляет 2 часа. Количество учебных недель –
34. Предметы «Графика», «Рисование песком» проводятся один раз в неделю по 2
урока. Продолжительность урока составляет 30 минут.
Занятия осуществляются в форме групповых занятий, численностью 8 человек.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
художественного искусства – 1 год.
Содержание и материал дополнительной общеразвивающей программы
в
области художественного искусства имеют стартовый уровень.
Форма обучения – групповая
Виды занятий - практические занятия
Формы подведения результатов – практическое занятие, открытый урок.

4

2.Цели и задачи программы.
Развитие школьно-значимых функций детей старшего дошкольного возраста.
Создание условий для развития творческих и художественных способностей.

Задачи программы.
Цель программы реализуется через решение следующих задач:
Обучающие
• Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых столах.
•Знакомить детей с техникой рисования на песке
Знакомить дошкольников с изобразительным материалом – песком, его видами,
свойствами, возможностями использования песка в жизни человека.
Развивающие
•Формировать у дошкольников базовые умения и навыки рисования на песочном
столе: плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук,
координировать движение руки и глаза.
•Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и
инициативу в изобразительной деятельности.
•Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительномоторную координацию и межполушарное взаимодействие.
•Развивать познавательные способности дошкольников (внимания, образного
мышления, творческого воображения).
•Развивать речь способности детей к сочинению сказок, историй.
•Развивать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитательные
• Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
•Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем
мире.
•Формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной
деятельности.
•Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
Образовательные
• Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.
• Принцип интереса (к содержанию рисования и приемам изображения на рисунке).
•Принцип адекватного баланса между репродуктивной деятельностью (обучения
техническим приемам рисования) и творчеством, т.е. свободной изобразительной
деятельностью детей.
•Принцип обучения техническим навыкам «От простого к сложному».
•Принцип системности содержания и обучения техническим умениям.
•Принцип создания творческой атмосферы в процессе рисования.
•Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования
и действования).
диагностические методы: Тест «Корректурная проба» С.Лиепинь, Тест
Л.Бендера, определение зрительно-моторной координации.
5

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются
следующие методы: информационно-рецептивный; репродуктивный метод; проблемный
метод; эвристический поисковый.
Методические приемы, которые наиболее благоприятно способствуют активизации
креативного мышления детей: обеспечение ситуации успеха; прием аналоги и
ассоциаций; эмоционально-ассоциативный; комбинирование и трансформация;
свободный выбор заданий (техники исполнения, сюжет рисунка дети могут выбрать
самостоятельно).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут с подгруппами по 8 детей в
возрасте 4-6 лет.
- светопесочные столы для песочного рисования, песок.
При составлении программы в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартам (ФГОС ДО) учитываются следующие образовательные
области:
- социально-коммуникативное развитие: развитие умения взаимодействовать со
сверстниками;
-познавательное: развитие творческого мышления, познавательных процессов и
воображения, ориентировки в пространстве, понятия основных геометрических форм;
- художественно-эстетическое: развитие эстетических и художественных
представлений.
Целевая аудитория - дети среднего, старшего дошкольного возраста 4-6 лет.
Данный возраст является важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка,
его интеллектуальной и личностной. В психике ребенка появляются принципиально
новые образования. Произвольность психических процессов: внимания, памяти,
восприятия и т.д. Начиная с 4 лет, сверстник постепенно приобретает серьезное значение
для ребенка. На 5 году жизни дети начинают переходить к совместной игре и к
эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями,
информацией, демонстрации своих знаний. Возрастает устойчивость внимания,
развивается способность к его распределению и переключаемости. Объем внимания в
начале учебного года 5-6 объектов, к концу 6-7. У ребенка появляется способность к
обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Продолжает
совершенствоваться речь. Совершенствуется грамматический строй речи. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная
речь.

6

3. Содержание программы.
Содержание учебного плана
Перечень учебных предметов:
- Графика;
- Рисование песком.
Рисование песком
Для развития изобразительной деятельности, необходимо с раннего возраста
прививать интерес к данному искусству. Ребёнка учится правильно передавать в рисунке
образы любимых героев, природные явления, домашних животных и другие предметы.
Рисование в подготовительной группе осуществляется с закреплением сформированных
технических навыков.
Подготовка к занятию по рисованию в подготовительной группе осуществляется
с развитием
способностей
к художественному
творчеству.
В ходе
занятия
совершенствуется нетрадиционная техника рисования.
В возрасте 4-6 лет у детей хорошо развита фантазия. Педагог знакомит
их с основными инструментами, которые нужны для создания рисунка. Дошкольник
рисует предметы, любимых персонажей, декоративные узоры, домашних животных.
ГРАФИКА
Это вид изобразительного искусства, который связан с изображением на
плоскости. Ребята учатся творчески подходить к созданию композиций; ориентироваться
в пространстве листа, создавая сюжетные композиции; использовать способы линейного
рисования при создании орнаментально-графических рисунков; комбинировать
элементы для создания
стилизованных образов; самостоятельно декорировать
предметные изображения
У дошкольников еще недостаточно развиты навыки действия с цветом, дети не
ощущают красоту линий и четкость силуэтов, поэтому вводится техника «смешивания»
цвета в этот период обучения. Процесс обучения направлен на создание сюжетной
композиции с использованием разных цветов. Дети учатся овладевать навыком
свободного владения карандашом, ручкой, мелком, учатся регулировать свои движения в
отношении темпа, силы нажима, контролировать чередование деталей орнамента, в
результате чего у них вырабатывается плавность, контроль, ритм, равномерность
движения руки, которые необходимы и для письма.
При реализации программы с нормативным сроком обучения 1 год общая
трудоёмкость модулей распределяется следующим образом:

3.1 Учебный план
Модуль
Графика
Рисование
песком
ИТОГО

Количество
часов
1
1

Количество
недель
34
34

Всего

2

34

68

7

34
34

Форма
аттестации
Просмотр
Просмотр

3.2 Учебный тематический план
№

1
2
3
4

5

6

7
8
9

10

Наименование темы

Общее
кол-во
часов

Теория

Вводное занятие.
Знакомство с рабочим местом
и используемым материалом.
Основные приемы рисования
на световом столе.
Способы изображения фона
работы.
Основные принципы
обращения с песком:
зигзагообразные,
круговые движения.
МОДУЛЬ «МОРЕ»
Композиция
«Морские обитатели»: рыбки
разных форм и размеров.

1ч

0,5

0,5

1ч

0,5

0,5

1ч

0,5

0,5

1ч

0,5

0,5

Ответы
на вопросы
преподавателя

1ч

0,25

0,75

Контроль за
выполнением
практического
задания

Композиция «Штиль на море»:
большое солнце, маленькие
спокойные волны, чайки на
волнах.
Композиция
«Морские обитатели»: медузы.
Композиция
«Морские обитатели»:
большая рыба-кит.
Композиция
«Морские обитатели»:
млекопитающие (дельфины).

1ч

0,25

0,75

1ч

0,25

0,75

Композиция
«Морские обитатели»:
черепашки.

1ч

0,25

0,75

1ч

0,25

0,75

1ч

0,25

0,75

11

МОДУЛЬ «Раститения»
«Лесная полянка»
Божьи коровки.

12

«Лесная полянка»
Гусеничка, улитка.

Практи Формы контроля
ка

Ответы
на вопросы
преподавателя

Взаимоанализ
работ
1ч

0,25

0,75

1ч

0,25

0,75

Взаимоанализ
работ
Анализ работ

8

Контроль за
выполнением
практического
задания
Контроль за
выполнением
практического
задания
Контроль за
выполнением
практического
задания
Взаимоанализ
работ

13

«Лесная полянка»
Стрекозки.

1ч

0,25

0,75

Взаимоанализ
работ

14

«Лесная полянка»

1ч

0,25

0,75

Анализ работ

15

«Лесная полянка»
Животные.

1ч

0,25

0,75

Контроль за
выполнением
практического
задания

«Зимняя сказка»
Варежки.
«Зимняя сказка»
Снеговик.

1ч

0,25

0,75

Анализ работ

1ч

0,25

0,75

18

«Зимняя сказка»
Узор на окне.

1ч

0,25

0,75

Контроль за
выполнением
практического
задания
Анализ работ

19

«Зимняя сказка»
Зимняя веточка.

1ч

0,25

0,75

Анализ работ

20

«Зимняя сказка»
Салют. Новогодняя игрушка.

1ч

0,25

0,75

21

«Зимняя сказка»
Часы. Новогодний подарок.

1ч

0,25

0,75

Контроль за
выполнением
практического
задания
Анализ работ

22

«Зимняя сказка»
Зимний, сказочный домик.

1ч

0,25

0,75

23

«Зимняя сказка»
Сказочный пейзаж.

1ч

0,25

0,75

24

«Зимняя сказка»
Улица.

1ч

0,25

0,75

МОДУЛЬ «Зима»
16
17

МОДУЛЬ
«Братья наши меньшие»
9

Анализ работ
Контроль за
выполнением
практического
задания
Контроль за
выполнением
практического
задания

26

«Животные»
Коты.
«Животные»

27

«Животные»

4ч

0,25

0,75

28
29

«Птицы»
«Птицы»
Пингвины
«Птицы»
Сказочная птица
МОДУЛЬ «Цветы»

4ч
1ч

0,25
0,25

0,75
0,75

Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Анализ работ

1ч

0,25

0,75

Анализ работ

31

«Цветы»

2ч

0,25

0,75

32

«Цветы»
Царство цветов.
МОДУЛЬ «ОРНАМЕНТ»
Орнамент
«Страна запутанных линий»
Орнамент в полосе

1ч

0,25

0,75

Взаимоанализ
работ
Взаимоанализ
работ

1ч

0,25

0,75

25

30

33
34

1ч

0,25

0,75

1ч

0,25

0,75

Длинноногие.

Взаимоанализ
работ
Взаимоанализ
работ

Анализ работ
Контроль за
выполнением
практического
задания

Занятия включают в себя работу в альбомах по рисованию и на песочном столе. В
начале, дети прорисовывают свои рисунки в альбомах, изучают пропорции, правильное
построение, ищут композицию, а потом переносят их на песочные столы и подбирают
методы и приёмыпесочного проецирования для более точной передачи настроения и
качества рисунка.
Песочные столы имеют цветовую подсветку, которая регулируется пультом и имеет
различную цветовую палитру. Которая, помогает передать настроение рисунка,
обогатить восприятие в целом и развитие творческих способностей детей. Для фона
подбирается соответственный цвет.
№
1

Название темы

Краткое содержание темы
«Введение в предмет».
Знакомство
с
рабочим
местом
и
используемым материалом. Знакомство с
деятельностью на дисциплине рисование
песком. Организация рабочего места.
Правила поведения на уроке.

Вводное занятие.

10

2

Техника и способы рисования на световом
столе:
- кулаком;
- ладонью;
- ребром большого пальца;
- щепотка (насыпание песочной струёй:
песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак,
высыпаем песок тонкой струйкой на
поверхность стекла).
- песочная струя:
- песчинки попадают в одну точку-круг;
- песочная струя рассыпается зигзагом:
волны, чайки….
- песочная струя рассыпается дугой: холмы,
горы….
- песочная струя рассыпается линией:
дороги, дома….
- песочная струя рассыпается замкнутой
линией: воздушные шары, облака…
- песочная струя рассыпается спиралью:
порыв ветра, снежные бури…

Основы приёмы рисования на
световом столе.

11

Изображение фона работы в технике
12

3

Способы изображения фона работы. закидывания, насыпания, засыпания:
-Светлый (без песка).
-Средней плотности (песок наносится
тонким слоем).
-Тёмный (песок наносится плотным слоем).
Методы рисования на фонах:
- на светлом – тонкой струйкой песка.
-на среднем - можно прорисовать любым
способом.
-на тёмном - прорисовывание пальцем,
ладонью, кулаком, выбирание песка.

4

Основные принципы обращения с
песком: зигзагообразные, круговые
движения.

5

Композиция «Морские обитатели»
РЫБКИ

На насыпанном фоне выполнить
зигзагообразные движения пальцами всей
ладони одновременно. Отработка
зигзагообразного кругового движения.

Показываются работы ребят
художественного отделения, фотографии,
картины морских обитателей. Ребята рисуют
рыбок, разных форм и размеров.
Готовая композиция из альбома переносится
на песочный стол.
Идёт поиск выразительных способов
изображения на песке.
13

Подбирается подсветка на столах.

6

Знакомство с пейзажем. Знакомство с
пространством и компоновкой в листе.
Компоновка на альбомном листе спокойного
морского пейзаж.
Прорисовка элементов композиции.
Под спокойную музыку, на песочном столе
воспроизведение своего рисунка.
Главная задача – передать спокойное
настроение морского пейзажа.

Композиция «Морской пейзаж»
Штиль

14

7

Композиция «Морские обитатели»
МЕДУЗЫ

Развитие образного мышления.
Создание образа от пятна. Сочетание пятна и
линии.

15

8

Композиция «Морские обитатели»
БОЛЬШАЯ РЫБА - КИТ

9

Композиция «Морские обитатели»
ДЕЛЬФИНЫ

10

Композиция «Морские обитатели»
ЧЕРЕПАШКА

Развитие фантазии. Создание
эмоционального образа. Доработка тонкой
кистью. Грамотная компоновка в листе.

Развитие чувства композиции. Грамотная
компоновка дельфина в листе.
Воспитание любви к братьям нашим
меньшим.

Творческая работа. Развитие
наблюдательности.
Компоновка изображения в листе.

16

МОДУЛЬ «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
Учащиеся придумывают свой орнамент из
геометрических фигур на листе бумаги.
Затем переносится на песочный стол.
Использование в работе дополнительных
материалов: палочек, цветных камушек…

11
«Лесная полянка»
Божьи коровки

12

«Лесная полянка»
Гусеничка, улитка

17

13

14

«Лесная полянка»
Стрекозки

Лес

Просмотр рисунков, картинок, фотографий с
изображением лесных животных.
Зарисовки в альбомах животных. Изучение
их построение, отличительных черт.
Зарисовка лесных животных на песочном
столе.

18

15

МОДУЛЬ «ЗИМНЯЯ СКАЗКА»
16

«Варежки»

Развитие фантазии. Расположение в листе.
Проработка узоров.

«Зима»
Снеговик

Используя приём рисования кулачком на
песке, изобразить сугробы, снеговика.
Кончиками пальцев – снег идёт.

Узор на окне

Развивая фантазию придумать свой
морозный узор на окне в альбоме.
Прорисовка деталей.
Подборка цветового сопровождения на
столе.

17

18

19

19

20

Зимняя веточка

Рисование несколькими пальцами
одновременно веточки ели, сосны.

Создание рисунка на основе
ассоциативных восприятий.
Рисование по замыслу. Закрепление
композиционных навыков
(компоновка, выделение главного
посредством контраста с фоном.
Салют.

Под праздничную новогоднюю музыку
изображение новогодней ёлки на песочном
столе. Цветовое сопровождение. Передача
настроения. Развитие фантазии,
воображения.

20

21

22

Деревянный домик

Просмотр рисунков с изображением
деревенской избы. Построение в
перспективе и изучение отличительных
особенностей избы на альбомном листе.
Прорисовка домика на песочных столах.

21

Составить композицию сказочного пейзажа
и выполнить её на песочном столе.

23
Пейзаж

24
Улица

Составить композицию городской улицы и
выполнить её на песочном столе.

Просмотр рисунков с изображением
22

многоэтажных домов. Построение в
перспективе и изучение отличительных
особенностей многоэтажки на альбомных
листах. Прорисовка многоэтажки на
песочных столах.

25

МОДУЛЬ «ЖИВОТНЫЕ»
Коты

Создание эмоционального образа.

Животные

Нарисовать длинноногое животное.

26

23

27
Животные

Просмотр рисунков и картинок с
изображением животных. Зарисовки в
альбомах животных. Изучение их
построения, отличительных черт.
Изображение животных на песочных столах.

МОДУЛЬ «ПТИЦЫ»
Просмотр птиц рисунков, картинок.
Зарисовка в альбомах птицы. Изучение их
построения, отличительных черт.
Изображение птицы на песочном столе. С
прорисовкой пёрышек на крыльях, узоров
используя различные приёмы.

28

24

29

Пингвины

Рисование северного сияния. Знакомство с
понятиями пропорции.

Сказочная птица

Особенности рисования павлина и его
хвоста. Передача характерных черт.
Грамотно изобразить и закомпоновать
павлина в листе.

30

25

31

МОДУЛЬ «ЦВЕТЫ»
Цветы

32

Цветы

Просмотр цветов, рисунков с изображением
различных видов цветов. Зарисовки в
альбомах цветов. Изучение их построения.
Прорисовка цветов на песочном столе
используя изученные приёмы песочного
проецирования.

Придумать свою историю о цветочном
царстве и прорисовывать его на альбомном
листе. Воспроизвести на песочном столе
«Царство цветов».

26

33

МОДУЛЬ «ОРНАМЕНТ»
Орнамент
Виды орнаментов. Показываются образцы
орнамента. Принцип построения орнамента.
Учащимся предлагается повторить образец
орнамента.

34

Составление орнамента
«Страна запутанных линий»

Учащиеся придумывают свой орнамент из
геометрических фигур на листе бумаги.
Затем переносится на песочный стол.
Использование в работе дополнительных
материалов: палочек, цветных камушек…
Прорисовать его на листе. Воспроизвести на
песочном столе орнамент, подбирая
наиболее выразительные приёмы песочного
проецирования.

27

4. Ожидаемые результаты. Личностные результаты:
1.Ребёнок должен иметь представления и знать.
•
Основные техники песочного рисования.
2. Ребёнок должен владеть следующими графическими умениями и навыками.
•
Умения использовать выразительные возможности графических средств:
точки, штриха, линии, пятна.
•
Умение линейного рисования на песке при создании графических
композиций
•
Умение ориентироваться на песочном столе, заполняя его песком в разной
пространственной ориентации (по вертикали и по горизонтали) в зависимости от
композиции направлениях с использованием графических средств рисования.
•
Навык координации системы «рука-глаз» при рисовании песком и на песке.
•
Умение создавать композиции по сюжетам сказок и историй.
•
Умение использовать основные приёмы рисования на песочном световом
планшете: «отпечатки», «рисование», «по песку», «рисование песком».
•
Умение изменять размах и направление руки при рисовании песком.
•
Умение работать пальцами обеих рук.
3. У ребёнка должны быть сформированы:
•
Желание заниматься песочным рисованием и выражать свои мысли и чувства
в изобразительной деятельности.
•
Усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
•
Элементы саморегуляции своего эмоционального состояния с
использованием песка.
•
Позитивное эмоциональное состояние во время и после занятий.
4. У ребёнка должна наблюдаться динамика развития:
•
Тактильной чувствительности, мелкой моторики руки, зрительно-моторной
координации;
•
Образного мышления, творческого воображения
• Внимания, усидчивости.
•
Самостоятельности, активности, инициативы и творчества в изобразительной
деятельности
•
Речи (в ходе рассказывания сказок, историй).
•
Межполушарного взаимодействия
•
Зрительно-моторной координации.
Используемые методики для исследования динамики:
«Корректурная проба» С. Лиепинь, (исследование произвольного внимания), Тест
Л. Бендера. Определение зрительно-моторной координации.
В процессе обучения по программе в области художественного искусства
«Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на художественном отделении»
для обучающихся в возрасте 4-6 лет:
- приобретают знания об основных видах и жанрах искусства;
- получают опыт в различных техниках.
- формируют положительное отношение к художественной деятельности;
овладевают
изобразительными
и
выразительными
возможностями
художественных средств.
28

5. Материально-технические условия
Рисование песком на световых столах осуществляется в специально
оборудованном кабинете. Материалы и оборудование для использования: песочные
столы с подсветкой, песок мелкой фракции, гребни и трафареты, камушки, ракушки,
камушки Марлбс, сеточки с клетками для развития пространственного материала и
графических диктантов на песке. Рисунки из песка, как правило, создаются руками,
однако для рисования можно использовать и дополнительные материалы, оставляющие
на песке интересные следы: палочки, кисточки, формочки, трафареты, мячики и другие
предметы с шипами, зазубринками. Необходимо позаботиться, чтобы это были
предметы, изготовленные из мягкой пластмассы, резины или силикона, чтобы они не
царапали поверхность стола. Различные вспомогательные материалы и игрушки в
зависимости от задач конкретного занятия и возраста детей (игрушки на резиночках,
куклы, мелкий конструктор, игрушки из киндерсюрпризов), компьютер (Интернет) и
музыкальный центр.
Изобразительная деятельность осуществляется на столах с прозрачным матовым
пластиком с подсветкой (подсветка может иметь различные оттенки: теплый белый свет,
холодный белый свет, а также цветные оттенки) размером 50х70 см или 30х40 (для детей
4 лет. Также используются большие световые столы для демонстрации изображения или
коллективной работы. Каждый ребенок рисует за своим столом, в исключительных
случаях дети могут работать парами или коллективно на больших столах. Стол
устанавливаются таким образом, чтобы ребенок мог работать стоя, и у него была
возможность подойти к столу с нескольких сторон. Высота расположения стола должна
соответствовать росту детей. Он должен быть изготовлен с учетом техники безопасности
(безопасное соединение и расположение провода, выключателей, крепления ламп или
светодиодной ленты внутри планшета). Дети перед началом занятий должны быть
ознакомлены с техникой безопасности (взаимодействия с электрическими приборами).
Желательно иметь фотоаппарат для фиксации нарисованных детьми картин на
световых планшетах. Фотографии позволят сохранить песочные картины, существование
которых ограничено, и познакомить с творчеством детей родителей и сверстников,
распечатанные фотографии могут стать украшением интерьера, подарком на праздник.
В процессе обучения по программе в области художественного искусства
«Подготовка детей к обучению в детской школе искусств на художественном отделении»
для обучающихся в возрасте 4-6 лет, каждый учащийся должен овладеть навыками
самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах и
рисунках и должен знать:
Правила композиции:
- симметрия;
- расположение главного на втором пространственном плане.
Приемы композиции:
- горизонтали и вертикали;
- диагональное направление.
Средства композиции:
- линия;
- пятно (тон, цвет).
29

Каждый учащийся по прохождению годичного курса должен уметь:
- работать с различными графическими материалами;
- организовать творческий процесс и иметь усидчивость;
Творческая деятельность на уроках, проводимых по данной программе,
способствует развитию целого комплекса качеств личности:
- зрительной памяти через знакомство с окружающими предметами,
многообразием их форм, цвета, величины и других особенностей;
- творческой активности путем предоставления свободы самовыражения и
стимулирования творческих действий;
- творческих способностей, фантазии через постановку перед детьми новых
интересных задач, когда необходимо что-то преодолеть;
- эстетического вкуса через умение замечать, чувствовать, воспринимать красоту,
любоваться ею, радоваться ей;
- целеустремленности через умение сосредоточить свои силы для достижения
определенной цели, через старание, преодоление трудностей;
- коммуникативность навыков через умение жить и работать в коллективе.
Таким образом, программа должна послужить основой дальнейшего творческого
развития учащихся.
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка детей
к обучению в детской школе искусств на художественном отделении» для обучающихся
в возрасте 4-6 лет Школа руководствуется Санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного
образования»,
утвержденными
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014 N 41, противопожарными
нормами, нормами охраны труда. Школа соблюдает своевременные сроки текущего и
капитального ремонта учебных помещений.
Материально-технические обеспечение:
- Учебная аудитория для групповых занятий;
- Интернет-соединение;
- Парты;
- Стулья;
- Доска;
- Мультимедийное оснащение кабинета;
- Песочные столы;
- Раковина;
- Шкафы и стеллажи для хранения художественных материалов;
- Художественные материалы;
- Наглядные пособия;
- Методические пособия;
- Учебная литература по Графике и Рисованию песком.
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
30

- практический;
- игровой;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач данной
программы и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества.
Информационное обеспечение – доступ к интернет – ресурсам, аудиоаппаратура.
Кадровое обеспечение. Качество реализации программы
в области
художественного искусства обеспечивается за счет наличия качественного состава
педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В программе предусмотрена безоценочная система контроля. В течение года
проходит текущий контроль, который предполагает совместный просмотр и анализ
работ, опросы детей.

31

7. Список литературы
1. Зейц М. «Пишем и рисуем на песке» Настольная песочница М. ИНТ, 2010,-94с.
2. Зинкевич – Евстегнеева Т.Д Грабенко Т.М. Чудеса на песке МПб : Издательство
«Речь», 2007.-340с.
3. Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Адаптация к детскому саду ребенка раннего
возраста. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной
программы «Теремок». — М.:ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и
воспитания».
4.Никитина О.Н., Соснина М.В. «Путешествие в песочную страну» СПБ,2016г.
5. Тупичкина Е.А. «Мир песочных фантазий» Программа обучения детей
рисованию песочных картин с элементами арт - терапии Армавир , РИО АГПА, 2014г. 112с.
6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по
песочной терапии. – Спб., 2001.,О.Н.Никитиной «Путешествие в песочную страну»,
СПБ,2018г.
7. Сокольникова, Н. М. Художники книги и дети: монография: пособие для
учителей: Для совершеннолетних, общего характера / Сокольникова. – М.: Мегатрон,
1997. – 184 с.: ил. Рекомендовано Управлением общего среднего образования
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. ISBN
5-89601-006-0.
8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. –
160 с. ISBN: 5-86775-273-9
9. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое
общество России, 2011. – 158 с.
10. Улашенко Н. Б. «Музыка. Старшая группа. Нестандартные занятия».
Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 107 с.
11. Улашенко Н. Б. «Музыка. Нестандартные занятия. Подготовительная группа».
Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 134 с.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».