Программа развития МБУ ДО Детская Школа Искусств города Богдановича на 2024-2028 годы

В новых социально-экономических условиях особое значение
приобретает деятельность учреждений дополнительного образования
детей как открытых социально-педагогических институтов, наиболее
полноценно

и

эффективно

реализующих

социально-педагогический

потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы
социальной

практики

и

существенно

расширяются

традиционные

направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. Это
обусловливает

необходимость

повышения

качества

деятельности

учреждений дополнительного образования детей в социуме. Деятельность
учреждений дополнительного образования должна строиться с учетом
запросов и потребностей получателей услуг, основываться на изучении
спроса детей и родителей на программы дополнительного образования
детей.
Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения

дополнительного

образования

детей

«Детская

школа

искусств» является определенной формой представления образовательной
и воспитательной деятельности учреждения, а также перспектив его
развития на период с 2024 по 2028 годы.
Сферой действия Программы является образовательная система
ДГПИ и контролируемое ей образовательное пространство.
Программа является директивным документом. Ее исполнители —
все участники образовательного процесса ДШИ.
Программа призвана разработать и создать комплекс условий для
выявления и преодоления проблем и противоречий в обеспечении
жизнедеятельности учреждения с целью повышения эффективности его
функционирования и дальнейшего совершенствования и развития.
При разработке программы применялась методология системного
подхода и вытекающий из нее программно-целевой принцип.
2

Программа

является

интегрированной

по

содержанию,

комплексной по видам деятельности и проектной по способу построения.
В качестве причин, определивших разработку Программы развития,
послужили:
Социальные факторы — обострение социальных противоречий,
проблем

воспитания

подрастающего

поколения,

организация

содержательного досуга подростков, самоопределение и самореализация
молодых людей, направление их трудовой и социальной деятельности.
Экономические

сохранение

факторы

принципа

остаточного

финансирования учреждений дополнительного образования, что ведет к
девальвации содержания образовательных программ и снижению
качества дополнительного образования в целом.
Управленческие факторы введение инновационных технологий
педагогического

менеджмента

организационных

форм

образовательным

процессом,

и

как

принципа

технологических
направленного

и

приемов
на

методов,
управления

повышение

его

эффективности.
Таким

образом,

Программа

развития

-

это

важнейший

стратегический документ. Для того, чтобы реализация Программы
действительно обеспечивала развитие ДШИ, при разработке Программы
учитывались следующие требования:
Актуальность — Программа ориентирована на решение наиболее
значимых, острых и актуальных проблем учреждения;
Прогностичность - Программа отражает не только сегодняшние,
но и будущие требования к учреждению, обладает способностью
соответствовать изменяющимся требованиям и условиям ее реализации;
Рационалистичность — Программа определяет такие цели, задачи
и пути их решения, которые позволяют достигнуть максимально

3

эффективного результата, обеспечивая рациональное соотношение
между желаемым и действительным;
Реалистичность Программа на основе реального состояния
образовательного пространства, контролируемого ДГПИ, намечает
реальные цели, задачи и пути их решения;
Контролируемость в Программе определены промежуточные и
конечные цели и способы контроля их реализации;
Корректируемость

—

Программа

позволяет

своевременно

обнаруживать отклонения реального состояния дел от запланированного
Программой и вносить необходимые коррективы.
Программа

развития

ДШИ

направлена

на

детальное

планирование, реализацию и подведение итогов на 2024-2028 годы.
Действие Программы, сроки реализации — 01.09.2024 г. — 01.09.2028 г.

Паспорт программы развития.
Наименование Программы

Программа развития МБУ ДО
«Детская школа искусств» г. Богданович на
2024-2028годы.

Статус Программы

Школьная

Заказчик
Программы
Исполнители Программы

Педагогический коллектив ОУ
Администрация ДГПИ, педагогический
коллектив, ученический коллектив, родители,
социальные па тне ы школы.

Управление
Программой

Педагогический совет, методический совет,
малые методические объединения, совет щи.

Контроль за ходом реализации П о
аммы

Администрация ДШИ, педагогический совет
ДГПИ, методические объединения.

Нормативно
Программы

Федеральный закон от 29.12.2012 ЛФ 273-ФЗ
«Об образовании Российской Федерации”.
Указ Президента Российской Федерации от
07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития РФ на
период до 2024 года».

-

правовая

основа

4

Цель программы

Задачи программы

Указ Президента Российской Федерации от
29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства».
Указ Президента Российской Федерации от
31.12.2015
№683
«О
Стратегии
национальной безопасности Российской
Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от
24.12.2014 N9808 «Об утверждении Основ
государственной и культурной политики»
Указ Президента Российской Федерации от
07.05.2012 N9599 «О мерах по реализации
государственной
политики
в
области
образования и науки».
Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.02.2016 № 326-р «Об
утверждении Стратегии государственной
культурной политики на период до 2030 года»
Концепция
общенациональной
системы
выявления и развития молодых талантов,
утвержденная
Президентом
Российской
Федерации З апреля 2012 года
Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 №996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»
Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 04.09.2014 ЛФ1726-р «Об
утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей»
Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 24.04.2015 №729-р «Об
утверждении плана мероприятий на 2015 2020
годы по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей», утв.
распоряжением
Правительства
РФ
от
04.09.2014№1726-р”.
Устав МБУ ДО «ДШИ» г. Богдановича
Создание условий для эффективного
развития
детской
школы
искусств,
направленного на обеспечение доступности
качественного дополнительного образования
детей в сфере культуры и искусства,
отвечающего
требованиям
современного
социально ориентированного развития Региона.
Развитие системы эффективного управления
деятельностью ДШИ в соответствии с
тенденциями развития управленческой науки и

5

Сроки реализации
Период и этапы реализации
Программы

требованиями Федерального закона № 273 —
ФЗ;
Совершенствование образовательного процесса
через обновление программно-методического
содержания, его форм, методов и технологий,
разработка программ нового поколения;
Выявление, поддержка и развитие одаренных
детей, создание условий для самоопределения,
самореализации
личности
обучающегося,
осуществление ранней профориентации;
Укрепление сотрудничества и взаимодействия С
профессиональными
сообществами
и
творческими коллективами учреждений региона;
Обеспечение информационной открытости и
формирование позитивного имиджа ДШИ;
Обеспечение возможности для непрерывного и
планомерного повышения квалификации
педагогических работников, в том числе на
основе использования современных
цифровых
технологий, формирования
и участия в профессиональных ассоциациях,
программах обмена опытом и лучшими
практиками.

01.09.2024- 01.09.2028 гг.

1 этап (2024 — 2025 годы)
Цель:
Ознакомление
педагогического
коллектива
с
теоретическими
и
практическими аспектами предстоящей
деятельности; определение критериев
эффективности
образовательного
процесса; проведение аналитической и
диагностической работы; разработка
нормативно-правовой базы развития
школы;
утверждение
Программы
развития школы;

6

Ожидаемый результат

2 этап (2025-2026 годы)
Цель:
Активное внедрение в учебный
процесс всего спектра инновационных
программ и технологий музыкального
образования; практическая реализация
приоритетных направлений
деятельности; осуществление
мониторинга результативности
реализации Программы развития
школы, образовательных программ
предпрофессиональных и
общеразвивающих.
З этап (2027-2028 годы)
Цель:
Подведение итогов реализации
Программы развития, обобщение
опыта и результатов практической
деятельности; разработка нового
стратегического плана развития
школы.
Реализация Программы развития
позволит обеспечить:
повышение качества дополнительного
предпрофессионального
и
художественно-эстетического
образования детей.
удовлетворенность выпускников
уровнем полученного образования;
внедрение инновационных технологий
в профессиональной
деятельности
педагогического коллектива.
увеличение доли преподавателей,
повысивших свой профессиональный
уровень. улучшение материально —
технической базы школы и
программно-методического
обеспечения школы.
создание современного открытого
культурного центра в ГО Богданович,
осуществляющего систематическую
образовательную, просветительскую и
7

досуговую деятельность. Широкий
охват всех социальных и возрастных
групп населения, формирование и
развитие эстетических вкусов и
потребностей.
средства бюджета ГО Богданович;
внебюджетные источники, в том
числе: средства от приносящей доход
деятельности.

Объем и источники
финансирования

1. АНАЛИЗ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МБУ ДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА

ИСКУССТВ» Г. БОГДАНОВИЧА НА ПЕРИОД НАЧАЛА ДЕЙСТВИЯ
ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ

МБУ

ДО

«ДЕТСКАЯ

ШКОЛА

ИСКУССТВ» НА 2024-2028 ГГ.
Правоустанавливающие документы образовательного учреждения:
Постановление Мэра Богдановичского района от 08.12.1997 г. №
930 «О государственной регистрации муниципального учреждения
дополнительного образования Детской школы искусств»;

-

-Лицензия Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 15.06.2016 г. № 18769;
-Свидетельство Федеральной налоговой службы о постановке на учет
Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения
серия 66 № 007958093;
Свидетельство о государственной регистрации права Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Свердловской области 66 АЕ № 407261 •
Свидетельство о государственной регистрации права Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Свердловской области 66 АЕ № 407262 •

-

Свидетельство о государственной регистрации права Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Свердловской области 66 АЕ № 407263 •

-

-Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Детская школа искусств» города Богдановича. Утвержден
8

приказом МКУ «Управление образования
Богданович» № 209 от 16.05.2016 г.

городского

округа

Постановление главы ГО Богданович от 13.05.2016 г. № 793 «О
переименовании Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования детей «Детская школа
искусств» города
Богдановича;

-

2) Муниципальное задание на 2024-2025 гг.
Муниципальное задание на 2024 год и плановый период 2025 и 2026
годов утверждено Директором МКУ «Управление образования
городского округа Богданович» 06.02.2024 г.
З) Имущественный комплекс образовательного учреждения :
-количество зданий: Образовательная деятельность ведется в двух
зданиях — Основное здание (отдельно стоящее здание) — Свердловская
область, г. Богданович, ул. Ленина, д. №16
Второе здание (размещение в пристрое жилого дома (1 этаж, помещения
121 (№76) по поэтажному плану) - Свердловская область, г. Богданович,
ул. 1 квартал, д. № 5
Правовые основания: Договор № 101 о закреплении муниципального
имущества на праве оперативного управления от 27.04.2015 г.
4) Наличие в учреждении собственной бухгалтерии
МБУ ДО «Детская школа искусств имеет собственную бухгалтерию
на основании п. 1.8. Устава муниципального бюджетного учреждения
дополнительного

образования

«Детская

школа

искусств»

города

Богдановича.
Образовательная деятельность ведется в двух зданиях — Ленина, 16 —
основное здание, 1 квартал, 5 — второе здание школы.
Проведена процедура лицензирования ДГПИ на право реализации
предпрофессиональных

ОП

(Приказ

Министерства

образования

Свердловской области № 653-ли от 14.05.2014 г.). Школой получена
бессрочная лицензия.
9

Школа

реализует

образовательные

программы

дополнительного

образования детей по направлениям:
Музыкальное искусство:
инструментальное (фортепианное отделение, народных инструментов:
- баян, аккордеон, гитара, домра отделение оркестровых инструментов флейта, саксофон, скрипка);
-вокально-хоровое отделение (хоровое пение, сольное пение);
Изобразительное искусство;
Хореографическое искусство;
Цирковое искусство.
На

отделениях

предпрофессиональные

реализуются
программы

ОП
(срок

двух

ступеней

обучения

5,

сложности
8

лет)

и

развивающие программы (срок обучения - 4 года).
Для детей дошкольного возраста (с 4-х лет) открыты:
Отделение раннего эстетического развития;
Для детей дошкольного возраста (с 6-х лет) подготовительное отделение.
5) Контингент:
Численность обучающихся составляет 653 человек. Сохранность
контингента в среднем составляет 95%, что превышает средний
показатель по России.
Состав обучающихся в рамках муниципального задания сохраняется
за счет кандидатов на зачисление в школу. Количество кандидатских
заявлений на 1 сентября из года в год не уменьшается, т.е.
востребованность и популярность школы в системе дополнительного
образования ГО Богданович - велика.
Средний конкурс по отделениям при поступлении в 2024 г. в ДШИ
составляет
— 1, 22 человека на место.
10

Численность по отделениям:
Основное обучение
Отделение
1

Цирковое отделение

Кол-во
обучающихся
23

2

Хореографическое отделение

99

З

Музыкальное отделение

132

4

Вокально-хоровое отделение

68

5

Художественное отделение

155

6

Подготовительное отделение

52

7

18+

27

итого:

556

Дополнительные платные образовательные услуги
1

Отделение раннего эстетического развития

56

З

Репетиторство

1

4

Подготовительное отделение

100

5

Художественная студия «Радуга»

33

6

Арт-студия «Синяя птица»

7

итого:

97

ВСЕГО

653

Закон об образовании в новой редакции определил направление для
деятельности всех школ искусств России. В законе было фактически
поставлено условие для дальнейшего существования школ реализация
предпрофессиональных и развивающих программ с учетом Федеральных
государственных требований.
Приведение

в

соответствие

с

ФГТ

(федеральными

государственными требованиями) всей базы учреждения является в
11

настоящее

время

приоритетной

задачей

в

управленческой

и

административной деятельности учреждения.
В

частности:

Федеральные

государственные

требования

по

реализации новых программ предъявляются к материально-технической
базе

ОУ,

которая

должна

соответствовать

санитарным

и

противопожарным нормам, нормам охраны труда. Предъявляются
требования к квалификации и образованию педагогических работников,
методическому и библиотечному фонду ОУ.
6) Приведение МТБ в соответствии с федеральными государственными
требованиями:
2019 год
- в 2019 году произведен ремонт мягкой кровли второго здания МБУ ДО
- Составлена программа по энергосбережению МБУ ДО «ДШИ
По соответствию противопожарным требованиям в 2019 году
проведены следующие мероприятия:
- Испытания противопожарных лестниц в кол-ве 2 шт.;
- обследование внутренних пожарных кранов;
- установка противопожарных дверей 2 штуки
- заменено 15 окна на ПВХ;
По соответствию санитарным нормам:
- проведены лабораторные испытания в рамках Программы
производственного контроля (В 2019 году - сумма 86 тыс. руб.);
- проведена чистка кулеров питьевой воды – 5 штук;
- проводятся первичные и периодические медицинские осмотры
сотрудников (в 2019 году – 137,0 тыс.руб.)
2020 год
- Выполнен частичный ремонт кровли основного здания после урагана
(ИП Соловьев)
- в 2020 году установлен узел учета тепловой энергии во втором здании
ДШИ.
По соответствию противопожарным требованиям в 2020 году
проведены следующие мероприятия:
- Испытания противопожарных лестниц в кол-ве 2 шт.;
- обследование внутренних пожарных кранов;
- приобретены огнетушители;
- заменено 40 шт. оконных конструкций на ПВХ.
12

2021 год
- выполнение работ по капитальному ремонту помещения №42
(демонтажные работы- первый этап);
По соответствию противопожарным требованиям в 2021 году
проведены следующие мероприятия:
- Испытания противопожарных лестниц в кол-ве 2 шт.;
- обследование внутренних пожарных кранов;
- смонтирована система оповещения о чрезвычайных ситуациях в
количестве 2-х штук (2 здания).
По соответствию санитарным нормам:
- проведены лабораторные испытания в рамках Программы
производственного контроля (В 2021 году - сумма 90 тыс. руб.);
проводятся первичные и периодические медицинские осмотры
сотрудников (в 2021 году – 134,6 тыс.руб.)
По соответствию санитарным нормам:
- проведены лабораторные испытания в рамках Программы
производственного контроля (В 2021 году - сумма 90 тыс. руб.);
- приобретены облучатели – 33 шт., рециркуляторы 30 штук ;
бесконтактные термометры 15 штук;
- проводятся первичные и периодические медицинские осмотры
сотрудников (в 2021 году – 130,0 тыс.руб.)
2022 год
- выделена целевая субсидия на осуществление капитальных вложений
(Проведение электронного аукциона на выполнение работ по
архитектурно-строительным решениям, монтажу электрооборудования
и освещения в рамках капитального ремонта в помещении № 42)
По соответствию противопожарным требованиям в 2022 году
проведены следующие мероприятия:
- обследование внутренних пожарных кранов – 10 шт.
По соответствию санитарным нормам:
- проведены лабораторные испытания в рамках Программы
производственного контроля (В 2022 году - сумма 91 тыс. руб.);
- установлены 3 шт. питьевых фонтанов в зданиях ДШИ.
- проводятся первичные и периодические медицинские осмотры
сотрудников (в 2022 году – 142,1 тыс.руб.)
2023 год
- заменены оконные конструкции на ПВХ – 3 шт.
13

По соответствию противопожарным требованиям в 2023 году
проведены следующие мероприятия:
- Испытания противопожарных лестниц в кол-ве 2 шт.;
- обследование внутренних пожарных кранов – 10 шт;
- установка противопожарных дверей 3 штуки
- устройство внутренней противопожарной перегородки и заменено
половое покрытие в актовом зале по Предписанию пож.надзора.
По соответствию санитарным нормам:
- проведены лабораторные испытания в рамках Программы
производственного контроля (В 2023 году - сумма 92 тыс. руб.);
- проводятся первичные и периодические медицинские осмотры
сотрудников (в 2023 году – 121,5 тыс.руб.)
По соответствию требованиям безопасности 2023 год:
- Установлена система видеонаблюдения основного и второго здания
ДШИ;
- Установлено Оконечное устройство с выводом на пульт охраны
(тревожная кнопка) в основном и втором здании ДШИ;
- в 2023 году оборудована входная группа системой контроля и
управления доступом - установлен турникет в основном здании ДШИ;
-приобретены металлодетекторы ручные – 2шт.
8) Улучшение материально-технической базы:
В 2019 году без привлечения подрядных организаций силами
работников ДШИ проведены косметические ремонты в учебных
аудиториях.
В рамках освоения средств субсидии на оснащение муниципальных
организаций дополнительного образования (детские школы искусств)
музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами
в 2019 году, приобретено следующее оборудование:
Приобретение оборудования
№

Полное наименование
(с указанием модели)

1
2
3
4

Витрина экспозиционная 1
Витрина экспозиционная 2
Натюрмотрная стойка
Мольберт-тренога "Хлоушка"

Количеств
о
(ед.)
3
2
10
20
14

9

Мольберт-тренога "Лира"
Стол для рисования песком
Стол ученический растущий
Интерактивный комплект (интерактивная доска,
мультимедийный проектор, ноутбук) и
комплектующие
Скамейка гимнастическая

10

Банкетка с подъемным механизмом

11

Экран для проектора

12

Мультимедийный проектор

13

Звуковое оборудование и комплектующие Soundcraft
Signature 22 микшерный пульт Volta US-102
радиосистема

5
6
7
8

14

Кресла для зрительного зала

15

Звуковое оборудование и комплектующие
Акустическая система SF15.3.550

16

20
7
40

1
5
14
1
1

2
80

2

Многофункциональное устройство лазерное Pantum
3

17

Многофункциональное устройство струйное Epson

18

Табуреты
Комплектующие к музыкальным инструментам
(мостик для скрипки)

19

20

21

Профессиональная вокальная радиосистема Volta
US-102 с двумя микрофонами

1
60
1

7

Мультимедийный стенд
1
15

22
23

Стул оркестровый
Пюпитр с подсветкой

6
26

В 2020 году без привлечения подрядных организаций силами
работников ДШИ проведены косметические ремонты в учебных
аудиториях.
В рамках освоения средств субсидии на оснащение муниципальных
организаций дополнительного образования (детские школы искусств)
музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами
в 2020 году приобретено следующее оборудование и музыкальные
инструменты:
- электронные пианино - 3 шт;
- баян -1 шт;
- учебная литература на сумму 22 265,00 рублей
В 2021 году без привлечения подрядных организаций силами
работников ДШИ проведены косметические ремонты в учебных
аудиториях.
За средств областного бюджета, предоставленных в форме иных
межбюджетных трансфертов на обеспечение меры социальной
поддержки по бесплатному получению художественного образования в
муниципальных
организациях
(учреждениях)
дополнительного
образования, в том числе в домах детского творчества, школах искусств,
детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и иным
категориям несовершеннолетних граждан, нуждающихся в социальной
поддержке в 2021 году приобретено оборудования и музыкальных
инструментов:
- Компьютер в сборе 2 шт.;
- акустическая система 1 шт. ;
–баян Тула 1 шт.
- стол компьютерный 1 шт. ;
- учебные пособия 90 шт.
В 2022 году без привлечения подрядных организаций силами
работников ДШИ проведены косметические ремонты в учебных
аудиториях.
За средств областного бюджета, предоставленных в форме иных
межбюджетных трансфертов на обеспечение меры социальной
поддержки по бесплатному получению художественного образования в
муниципальных
организациях
(учреждениях)
дополнительного
16

образования, в том числе в домах детского творчества, школах искусств,
детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и иным
категориям несовершеннолетних граждан, нуждающихся в социальной
поддержке в 2022 году приобретено оборудования и музыкальных
инструментов:
- ксилофон – 1 шт.;
- акустическая колонка – 1 шт.;
- кресла театральные в концертный зал – 223 шт.;
- световое оборудование в концертный зал.
В 2023 году без привлечения подрядных организаций силами
работников ДШИ проведены косметические ремонты в учебных
аудиториях.
За средств областного бюджета, предоставленных в форме иных
межбюджетных трансфертов на обеспечение меры социальной
поддержки по бесплатному получению художественного образования в
муниципальных
организациях
(учреждениях)
дополнительного
образования, в том числе в домах детского творчества, школах искусств,
детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и иным
категориям несовершеннолетних граждан, нуждающихся в социальной
поддержке в 2023 году приобретено оборудования и музыкальных
инструментов:
муз.инструменты
саксофон, чимес на стойке
мебель
витрина, стул для барабанщика

оборудование

цирковой
реквизит
реквизит
для
натурного фонда
худож.отделения

компьютеры 6 шт., ноутбуки 2 шт.,
МФУ 6 шт. фотоаппарат - 1 шт.,
светотехническое
оборудование,
комплектующие
к
барабанной
установке
мячи для жонглирования 30 штук,
эспандеры 30 штук
гипсовые фигуры для художников 20
штук

9) Приобретение музыкальных инструментов:
В рамках освоения средств субсидии на оснащение муниципальных
организаций дополнительного образования (детские школы искусств)
17

музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами
в 2019 году приобретено следующие музыкальные инструменты:
Приобретение музыкальных инструментов
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Полное наименование
(с указанием модели)

Количество
(ед.)

Домра 4-х струнная прима
концертная Doff
Гитара классическая "Yamaha"
Домра студенческая Prima Doff
DPS4
Рояль М.Глинка
Балалайка студенческая Doff BCM
Скрипка Goronok "Алексей
Романов"3/4
Скрипка Goronok "Каприс"3/4
Пианино "Николай Рубинштейн"

1
5
1
1
1
2
2
1

За средств областного бюджета, предоставленных в форме иных
межбюджетных трансфертов на обеспечение меры социальной
поддержки по бесплатному получению художественного образования в
муниципальных
организациях
(учреждениях)
дополнительного
образования, в том числе в домах детского творчества, школах искусств,
детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и иным
категориям несовершеннолетних граждан, нуждающихся в социальной
поддержке в 2019 году приобретено 8 единиц музыкальных
инструментов:
№

Полное наименование
(с указанием модели)

Количеств
о
(ед.)

1

Баян "Юпитер-2Д"

2

2

Баян"Hohner II 48"
Скрипка Goronok "Нова"1/2 вкомплекте с футляром и
смычком
Аккордеон J.MEISTER JM3472/BK 3/4
Аккордеон J.MEISTER JM2648 1/2

1

3
4
5

1
1
1
18

Цифровое пианино CASIO Privia PX-870BK
Набор ударных инструментов и аксессуаров
BRAHNER

6
7

1
1

Количество инструментов, используемых в учебном процессе на
01.01.2024 года - 125 единиц.
Доля устаревших и подлежащих списанию музыкальных инструментов
– 10,5%.
10.) Педагогический состав:
Количество педагогических работников МБУ ДОД «Детская школа
искусств» г. Богдановича — 39 человек, (в т.ч. 38 — основных
работников, 1 — совместитель).
Количество педагогических работников:
2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

основные

42

37

41

37

38

совместители

7

8

5

4

1

итого

49

45

46

41

39

Серьезные требования по реализации предпрофессиональных ОП
предъявляются к педагогическому составу. Последняя проверка школы
Министерством

общего

и

профессионального

образования

СО,

проведенная в 2016 году не выявила нарушений, тем не менее реализация
новых ОП требует от педагога постоянного профессионального роста и
самосовершенствования. В 2023 году курсы повышения квалификации и
программы переподготовки прошли 4 преподавателя.
11) Повышение квалификации педагогических работников:
Количество
педагогических
работников,
прошедших КПК

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

13

10

18

12

4

19

Одним из показателей, характеризующих качество муниципальной
услуги,

является

доля

педагогов,

имеющих

высшую

и

первую

квалификационные категории. На 01.01.2023г. — доля составляет 61,5 %.
Количество педагогических работников МБУ ДО «ДШИ» г. Богдановича
(по квалификационным категориям):
Категория

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

Высшая категория

9

9

13

16

18

Первая категория

21

27

24

19

19

Вторая категория

10

6

4

6

5

Без категории

9

7

4

6

7

В целях улучшения качества образовательной деятельности в школе

работают методические объединения педагогов (фортепианное, вокальнохоровое, оркестровое, художественное, хореографическое и цирковое
отделения, отделение народных инструментов,

отделение

общего

инструмента).
Обучение в школе осуществляется в 2 формах: индивидуальные
занятия и групповые. На каждого ученика преподавателем ведётся
индивидуальный план, в котором прописывается изучаемый репертуар,
фиксируется промежуточная и итоговая аттестация, результаты и
достижения, ставятся задачи дальнейшего развития ученика.
Педагоги работают по рабочим программам.
12) Финансово-хозяйственная деятельность учреждения
Годовой объем бюджетного финансирования, включая содержание
имущества (субсидия на выполнение муниципального задания) на 2023
год:
ПЛАН
ФАКТ
Обязательства текущего (отчетного)
47 634 184,00
47 380 519,00
финансового года по расходам, всего
в том числе:
32 879 455,18 32 879 455,18
Фонд оплаты труда учреждений

20

Взносы по обязательному социальному
страхованию на выплаты по оплате
труда работников и иные выплаты
работникам учреждений
Прочая закупка товаров, работ и услуг
Закупка энергетических ресурсов
Уплата
налога
на имущество
организаций

9 821 347,00

9 567 682,00

3 583 502,41
1 310 233,36

3 583 502,41
1 310 233,36

39 646,05

39 646,05

1З.) Привлечение внебюджетных средств
В соответствии с Федеральным законодательством, школа имеет
право оказывать дополнительные платные образовательные услуги, а
также привлекать целевые взносы, добровольные пожертвования
юридических и физических лиц. Согласно Постановления Главы ГО
Богданович № 1959 от 02.09.2013 г. целевые взносы не принимаются от
родителей следующих категорий учащихся:

- учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды),
- учащихся из многодетных семей,
- учащихся лишившихся родительского попечения и переданные на
воспитание в приемную семью (дети-сироты, опекаемые дети),

- учащиеся, дети из малообеспеченных семей,
- учащиеся, дети граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях.
В школе обучается 120 детей из вышеперечисленных категорий.
Ежегодно доходы от внебюджетных источников увеличиваются примерно
на 300 тыс. рублей. Доходы включены в общий план ФХД.
14) Результаты образовательной деятельности учреждения:
Одними из приоритетов в деятельности учреждения является
конкурсная и культурно-просветительская деятельность. Результатом
образовательной

деятельности

являются

победы

учащихся

и

преподавателей школы в конкурсах различных уровней международных,
всероссийских, региональных и областных.
Количество человек, участвовавших в конкурсных мероприятиях
регионального, всероссийского, международного уровней в 2023 году 21

303. Доля обучающихся, участвовавших в творческих мероприятиях, от
общего количества обучающихся в образовательном учреждении —
35,694.
Преподаватели и обучающиеся приняли участие в 81 конкурсе.
Уровень выступления обучающихся можно увидеть по количеству
лауреатов всех степеней - 273 диплома. География конкурсов обширна —
Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Казань, Крым.
Обучающиеся

школы

ведут

активную

культурно-просветительскую

деятельность - это выступления на районных, городских мероприятиях, в
детских садах, предприятиях города, на мероприятиях в рамках
социального партнерства. По итогам 2023 года стали участниками таких
мероприятий 405 учащихся, что составляет 47,694 - от общего числа
обучающихся (показатель в рамках соответствия показателя дорожной
карты).
Выпускники школы ежегодно поступают в профильные средние и
высшие учебные заведения. В 2023 году в профильные ВУЗы и СУЗы
поступило 3 выпускника.
По итогам успешной профессиональной деятельности последних лет
информация о 7 лучших обучающихся ДШИ включена во всероссийское
издание Энциклопедии «Одаренные дети — будущее России»
Детский хореографический коллектив «Детское счастье» вошел во
Всероссийскую энциклопедию детских творческих коллективов.
О деятельности школы вышла статья в специализированном
всероссийском журнале «Играем сначала».
Детская школа искусств в 2013 и в 2014 г. вошла в сотню лучших
школ России. Такой высокий статус учебное заведение приобрело по
итогам конкурса «100 лучших школ года». Организатором конкурса
выступила

Международная

академия

качества и

маркетинга

при
22

поддержке Государственной думы, Совета Федерации, Союза директоров
Ссузов России.
В 2015 году школа завоевала диплом Лауреата Всероссийского конкурса
«Лучшее учреждение дополнительного образования детей 2015» в
номинации «Лучшая школа искусств».
В 2016 году Детская школа искусств города Богдановича стала
Лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация ХХ1
века. Лига лидеров — 2016» в номинации «Лучшая детская школа
искусств».

2. ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
МБУ ДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Г. БОГДАНОВИЧА
НА 2024-2028 гг.
В соответствии с поставленными задачами формируются направления
развития ЩИ, которые представляют из себя определённые проекты,
которые имеют свои цели и задачи, планы-графики их реализации.
ПРОЕКТ№1
«Реализация

дополнительных предпрофессиональных

общеобразовательных программ художественной направленности как
база для более полной самореализации обучающихся в области
художественного творчества».
Цель:


Обеспечение

развития

музыкально-творческих

способностей

учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в
области исполнительства, выявление одаренных детей, в том числе для
последующей профессиональной ориентации в области творчества.
Задачи:


Реализация образовательных программ в полном соответствии с

федеральными государственными требованиями;
23



Внедрение инновационных разработок в области художественного

образования; о Внедрение обучения учащихся по индивидуальным
планам;


Ведение планомерной работы по профориентации учащихся



Реализация муниципального задания по данному направлению.
План-график проекта

№ п/п

Мероприятия

Срок

Ответственные

1

Разработка
новых
редакций
дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных программ
художественной направленности

2024-2025
(2 полугодие)
2025-2026
(1 полугодие)

Заместители
директора по
УВР

2

Разработка
новых
редакций 2024-2026
фондов
оценочных
средств
дополнительных
п
едп
о
ессиональных

Заместители
директора по
УВР

общеобразовательных
программ
художественной направленности
Разработка методологии обучения по
индивиду альным планам.

2024-2026

Заместители
директора по
УВР

4.

Разработка
программы 2025-2026
профориентации обучающихся

Заместители
директора по
УВР

5.

Мониторинг
освоения
новых 2024-2025
редакций
дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных
программ
художественной направленности

Заместители
директора по
УВР

6.

Разработка пакета
материалов
по
деятельности

Заместители
директора по
УВР

7.

Мониторинг
обучения
индивидуальным планам.

методических 2026-2027
направлениям
по 2026-2027

Заместители
директора по
УВР

24

8.

Мониторинг
работы
по 2024-2028
профориентации.
Участие
выпускников
школы
в
Днях
открытых дверей средних и высших
профильных учреждений (Асбест,
Екатеринбург, Камышлов,
Пе мь, Тобольск

Заместители
директора по
УВР

9.

Мониторинг реализации всех задач
Проекта постановка задач на
следующий период.

Директор

10.

11.

12.

2027-2028

Обеспечение участия обучающихся
2024-2028
предпрофессиональных ОП в
конкурсах
и концертах
Асбестовского методического
объединения и СОМЦа.
Создание новых коллективов
2024-2028
спутников.
Получение коллективами ста са «об
азцовый».
Создание
службы
методической
помощи

2023

Заместители
директора по
УВР

Директор,
Заместители
директора по
УВР
Директор,
Гл. бухгалтер

Ожидаемые результаты:
1. Повышение качества образования.
2. Восстановление традиций русской исполнительской школы, утратившей
свои позиции в 90-е годы 20 века и 2000-е годы.
З. Расширение возможности самореализации одарённых учащихся с
помощью выбора индивидуальной траектории развития.
4. Повышение количества учащихся, поступающих в средние и высшие
профессиональные профильные учебные заведения.

25

ПРОЕКТ№2
«Реализация

дополнительных предпрофессиональных

общеобразовательных программ художественной направленности как
база для более полной самореализации обучающихся в области
художественного творчества».
Цель:


Обеспечение

развития

музыкально-творческих

способностей

учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в
области исполнительства, выявление одаренных детей, в том числе для
последующей профессиональной ориентации в области творчества.
Задачи:


Реализация образовательных программ в полном соответствии с

федеральными государственными требованиями;


Внедрение инновационных разработок в области художественного

образования;


Внедрение обучения учащихся по индивидуальным планам;



Ведение планомерной работы по профориентации учащихся



Реализация муниципального задания по данному направлению.



Реализация

дополнительных

общеобразовательных

общеобразовательных программ художественной направленности для
развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей
ребенка, его личностных и духовных качеств.
План-график

Срок

№ п/п

Мероприятия

1

Выработка стратегии развития, 2024-2028
поиск новых направлений с целью
расширения
спектра
общеразвивающих
общеобразовательных программ
художественной направленности

Ответственные
Директор,
Методический
совет
Заместители
директора по
УВР

26

2

Организация
работы 2024-2028
общеобразовательными
учреждениями района с целью
открытия филиалов или выездных
классов для реализации обще
азвивающих п о амм.
Внедрение
инновационных 2024-2028
программ и модулей, основанных
на современных тенденциях в
образовании как по реализуемым
направлениям, так и вновь отк
ываемым.

Директор

Директор,
Заместители
директора по
УВР

5.

Разработка
образовательных 2024-2028
программ по новым нап авлениям
деятельности

Заместители
директора по
УВР

6.

Разработка пакета методических 2024-2028
и учебных материалов по
направлениям деятельности

Заместители
директора по
УВР

7.

Мониторинг
обучения
по 2024-2028
общеразвивающим
общеобразовательным
программам художественной нап
авленности

Заместители
директора по УВР

8.

Мониторинг реализации всех 2027-2028
задач Проекта № 2, постановка
задач на следующий период.

Директор

Ожидаемые результаты:

1.

Формирование

образования,

обеспечивающего

формирование

способности всю жизнь сохранять свою принадлежность к культуре
социума и культуре народов его населяющих, к культуре своей нации,
гармонию с миром и самим собой.

2.

Формирование

образования,

дающего

социально-

культурные
компетенции (личностную субъектность психологическую,
мировоззренческую

зрелость,

адаптироваться

социальной среде,

в

устойчивость),позволяющие
в

современном

быстроизменяющемся мире.
27

З. Расширение возможностей жителей ГО Богданович в выборе для своих
детей широкого спектра направлений дополнительного образования
художественной направленности.
4.

Оснащение

инновационными

образования

художественной

педагогическими

направленности

технологиями:

их

внедрение,

апробация результатов.
ПРОЕКТ №3
«Совершенствование системы управления школой и улучшение её
материально - технической базы».
Цель:


Формирование современной и успешной системы управления,

преобразование материально технической базы с целью создания
образовательного учреждения, соответствующего миссии, цели и задачам
школы.
Задачи:


Преобразование работы органов управления школы.



Реформирование

работы

Методического

совета

как

центра

управления методической работой.


Повышение компетенций административно

управленческой

команды


Вовлечение в управление образовательными процессами, проектами

представителей преподавательского состава.


Укрепление материально — технической базы
План-график

№ п/п

Мероприятия

Срок

1.

Проведение
семинаров
по 2024-2028
повышению
компетенции
административно
управленческой команды.

Ответственные
Директор

28

2.

Обучение
представителей 2024-2028
педагогических
работников,
вовлечённых
в
процесс
управления
школой
управленческими навыками

Директор
Заместители
директора
по
УВР

з.

Разработка программы и
реализация улучшения
материально — технической
базы школы

Завхоз

4.

Мониторинг состояния системы 2027-2028
управления школой

Директор

5.

Осуществление капитальных и
текущих ремонтов.
(Основное здание
Второе здание)

Директор, Завхоз

6.

Компьютеризация
2024-2028
образовательного процесса и
процесса административной
деятельности. Приобретение
компьютерногого оборудования
и множительной техники.
Приобретение:
2018-2020
музыкальных инструментов, - 2020-2023
мебели,
-учебного оборудования,
- сценических костюмов, звукотехнического
оборудования, осветительного
оборудования

Директор,
Завхоз,
Техникпрограммист

Капитальный ремонт нового
2024-2025
концертного зала (помещение
№ 42 основного здания
Функционирование источника 2024-2023
чистой
питьевой
воды
(питьевые фонтаны)

Директор, Завхоз

7.

8.

9.

2027-2028

2024-2028

Директор, Завхоз

Директор, Завхоз

29

10.

Организация точки
(автоматы питания)

питания 2024-2028

11.

Расширение
библиотечного 2014-2028
фонда методических пособий,
дидактических и иных учебнометодических материалов.

Директор, Завхоз

Директор
Заместители
директора
по
увр,
Библиотекарь

Ожидаемые результаты:
Создание

1.

административно

—

управленческой

команды

в

соответствии с современными требованиями управления организацией.
Создание материально — технической базы школы с целью решения

2.

задач, стоящих перед школой.
Проект №4 «Кадровое обеспечение»
Цель:
Обеспечение школы кадрами с высоким уровнем
профессиональной компетенции, позволяющей продуктивно выполнять
свои

должностные

обязанности.

Становление

коллектива

единомышленников и профессионалов, использование потенциалов
курсов повышения
квалификации, аттестации, развитие мотивации педагогов в получении
знаний и информации в соответствии с личной программой развития.
Создание условий для повышения профессионального уровня,
самообразования педагогических работников.
Цель:
Формирование высокопрофессионального, современного, творческого
педагогического коллектива.
Задачи:
 Организация системы методической работы.
30

 Проведение семинаров по повышению компетенций по
вопросам педагогики и психологии.
Участие

преподавателей

в

мастер

классах

ведущих

преподавателей страны, области, города.
 Разработка

критериев

оценки

трудовой

деятельности

педагогических кадров.
 Разработка
педагогов.

системы

стимулирования

трудовой

активности

 Аттестация педагогов.
 Знакомство
концертных

педагогов

с

организаций,

творческой

деятельностью

филармонии,

творческих

театров,
Союзов

Свердловской области.
 Введение практики творческих концертов-отчетов педагогов к их
юбилейным датам.
 Расширение практики сольных концертов педагогов
План-график
Срок

№ п/п

Мероприятия

1.

Использование разнообразных
форм повышения
квалификации педагогов.

по
индивидуальному
графику
2024-2028 гг.

Директор,
Специалист
кадрам

по

2.

Аттестация педагогов

по
индивидуальному
графику
2024-2028 гг.

Директор,
Специалист
кадрам

по

З.

Разработка
эффективной 2024-2028
системы стимулирования
педагогов. Разработка новых
нормативно-правовых
документов. Переход на
эффективные конракты

Ответственные

Директор

31

4.

5.

Расширение практики
проведения сольных концертов,
выставок педагогов школы.
Организация концертнопросветительской практики по
средствам площадки
«Культура-ПРО», Пушкинская
карта
Предоставление молодым
специалистам служебного
жилья

2024-2028

Заместители
по
директора УВР

при необходимости

Директор

6.

Формирование системной
2024-2028
работы с молодыми педагогами.
Совершенствование системы
наставничества.

Директор

7.

Знакомство педагогов с
творческой деятельностью
театров, филармонии и т.д.

Профсоюз

2024-2028

Ожидаемые результаты:
1. Создание педагогической команды в соответствии с современными
требованиями организации образовательного процесса, ФГТ.
Проект № 5 «Имидж школы».
Цель — расширение пространства социального партнерства,
презентация результатов образовательной деятельности на различных
уровнях (школы, города, района, методического объединения, области),
создание культуроформирующей и культурообразующей среды для
формирования личности обучающегося.
Задача этого направления деятельности состоит в том, чтобы с
одной стороны повышать значимость каждого преподавателя и
учреждении в целом, а с другой стороны привлекать в школу «своего
ученика», родители которого и он сам проявляют заинтересованность в
направленности обучения, делают осознанный выбор.
Основные задачи:
 Разработка и внедрение в практику нестандартных форм работы с
родителями и учащимися:
32

 Формирование фирменного стиля школы:
 Оптимизация информационной среды школы, дающая лаконичную
и в то же время полную информацию о жизни школы.
 Акцентирование достижений школы в СМИ.
План-график
№ п/п
1.

2.

Меропрятия
Срок
Сотрудничество с СМИ ГО 2024-2028
Богдановича газетами, радио,
телевидением, пабликами

Ответственные
Директор,
Заместители
директора по
УВР, педагоги

Разработка новых форм
анкетирования
и
исследования, планирование
форм работы с родителями

2024-2028

Директор,
Заместители
директора по
УВР, педагоги

1 раз в три года

Директор,
Заместители
директора по
УВР, педагоги
Директор,
Заместители
директора по
увр,
Техникпрограммист,
преподаватели изо
Директор,
Техникпрограммист
Директор

Проведение
проведение
родителями,
специалистов

з.

мониторинга,
работы
с
привлечение

Обработка
результатов
мониторинга, анализ итогов,
поиск путей решения проблем
Проведение процедуры нок

4.

Разработка фирменных
эскизов
логотипа,
сувенирного ряда
Разработка буклетов,
информационных стендов,
листовок

2024-2028

5.

Работа Интернет-сайта ДШИ

2024-2028

6.

Подготовка
проекта
по 2024-2028
изданию ежегодной газеты
«Радуга талантов»

Ожидаемые результаты:

33

1. Создание положительного имиджа школы, распространение
корректной информации о ее деятельности, популяризация ее
достижений.
Проект № 6 «Выявление и поддержка одарённых детей».
Цель:
 Создание
условий
обучающихся.

максимальной

реализации

одарённых

Задачи:
 Внедрение инновационных методик образования с использованием
современных исследований в области психологии творчества.
 Организация мастер — классов ведущих преподавателей города,
области, страны с одарёнными учащимися.
 Формирование творческих контактов с ведущими учебными
заведениями России.
 Организация системной работы по профориентации одарённых
учащихся.
План-график
№ п/п
Мероприятия
Срок
Ответственные
1
Проведение
обучающих 2018-2019
Методический
семинаров для
2019-2020
совет
преподавателей
по (1 половина)
выявлению потенциальной
одарённости ребенка.
2
Организация непрерывной 2019-2020
Заместители по
системы
мастер-классов,
директора
открытых уроков с участие
УВР
ащихся школы.
З
Директор
Поддержание
и 2018-2023
установление контактов с
ведущими
учебными
заведениям области (школа
г. Екате инб г

34

5.

Охват большего количества 2019-2023
учащихся в
участии
профессиональных
конкурсов и фестивалей.

6.

Разработка системы
поощрения для одаренных
детей. Работа проекта
«Лига Лиде ов»

7.

Мониторинг
работы
с
детьми.

2020-2023

реализации 2022-2023
одарёнными

Заместители по
директора
УВР
Председатели
Методических
объединений
Заместители
директора по
УВР
Председатели
Методических
объединений
Заместители
директора по
УВР

Ожидаемые результаты
1. Самореализация каждого одарённого убучающегося.
2. Расширение
охвата
профессиональными
конкурсами
и
фестивалями одарённых учащихся.
З. Увеличение числа выпускников школы, поступивших в средние
профессиональные учебные заведения.
Проект №7 «Позиционирование школы — как творческого и
культурного центра городского округа Богданович»
Цель: Создание проектов социокультурной направленности.
Основные задачи:
 проведение конкурсов городского и районного уровней на базе
ДШИ;
 Участие в конкурсах разных уровней о Проведение отчетных
концертов школы в двух форматах (камерное и массовое
мероприятие);
 Заключение договоров о сотрудничестве с детскими дошкольными
и образовательными учреждениями, социальными партнерами;
35

 проведение выставок обучающихся, педагогов, художников и
мастеров и организация экскурсионной работы выставочного зала
школы на постоянной основе;
 расширение практики благотворительных концертов.
№ п/п
1

2.

3.

План-график
Мероприятия
Срок
Стать
методической 2024-2028
площадкой.
Проводить на своей базе
конкурсно-методические
мероприятия
«Зимнее
царство», 2024-2028
совместные конкурсы с
ГИБДД,
пдн,
образовательными
учреждениями
Проведение
отчетных 2024-2028
концертов школы в двух
форматах (камерное и
массовое мероприятие)

4.

Поиск новых форм
сотрудничества с
учреждениями.

5.

Работа Виртуального зала 2024-2028
филармонии
на
постоянной основе
Заключение договора о 2024-2028
сотрудничестве
со
Свердловской
филармонией

6.

2024-2028

Ответственные
Директор, завучи
по УВР,
преподавателиметодисты
Заместители
директора по
увр,
Методический
совет
Директор,
Заместители
директора по
увр,
Методический
совет
Директор,
Заместители
директора по
увр,
Методический
совет
Директор
Директор

36

7.

Участие в культурно- 2024-2028
массовых мероприятиях
города

8.

Присвоение выставочному 2025
залу статуса Городского
выставочного зала
Открытие нового конце
2025
тного зала
Ожидаемые результаты:

9.

Директор,
Заместители
директора по
увр, п
еподаватели
Директор
Директор

Повышение статуса МБУ ДО «ДШИ» и востребованности в
творческой и культурной жизни ГО Богданович.
Управление реализацией программы.
Целью управления реализацией данной программы является
определение содержания управленческой деятельности руководителей
школы. Содержание этой деятельности включает:
 Определение и описание условий и показателей оценки выполнения
образовательной программы школы в текущем году;
 Разработку

системы

осуществлению
тематики

организационно-педагогических

программы,

педсоветов,

которая

Совета

включает

школы,

мер

по

определение

научно-методических

советов, формирование информационных потоков для оценки хода
выполнения

данной

программы,

установление

сроков

промежуточной аттестации качества выполнения образовательного
заказа;
 Разработку дополнительных мер по кадровому и методическому
обеспечению выполнения программы с подбором дополнительных
педагогических кадров для осуществления консультационной и
методической помощи преподавателям, а также разработка

37

/подбор/ новых учебных программ для спецкурсов с целью
выполнения социального заказа;
 Определение полномочий и ответственности руководителей и
преподавателей школы за выполнение программы развития школы.

38

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».